ИТ в школе: опять хотели как лучше

23 июня 2015
Источник:

Спорить о том, нужна ли компьютеризация среднего образования, можно бесконечно. Лучше давайте попробуем сформулировать, зачем она нужна. Ведь от ответа на этот вопрос зависит оценка эффективности тех шагов, которые предпринимаются в данном направлении. Комментарии Елены Ерохиной, вице-президента компании "Аквариус&quot.

Примерно год назад сайт Adme.ru опубликовал статью о детях тех, кто работает в Кремниевой долине (в таких компаниях, как eBay, Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard). Эти отпрыски ИТ-специалистов посещают простую старомодную школу Waldorf of the Peninsula. Здесь для обучения не используют ничего, что связано с новейшими технологиями, только доски с цветными мелками, энциклопедии, деревянные парты, тетради, ручки, карандаши, швейные иглы, глину и прочее. А компьютеры, планшеты, ноутбуки и экраны в классах запрещены. 

Когда родителям этих детей указывают на то, что компьютерная грамотность необходима, дабы соответствовать вызовам современности, они отвечают: спешить с этим не стоит. «Это же суперлегко. Примерно так же, как научиться чистить зубы, — говорит мистер Игл, сотрудник одной из компаний Кремниевой долины. — В Google и подобных местах мы делаем технологии настолько простыми, насколько это возможно. Не вижу причин, по которым ребенок не сможет освоить их, когда станет старше».

И это в самом центре разработки высоких технологий. И это в то время, когда по всему миру школьные классы оснащаются по последнему слову техники...

Спорить о том, нужна ли компьютеризация среднего образования, можно бесконечно. Лучше давайте попробуем сформулировать, зачем она нужна. Ведь от ответа на этот вопрос зависит оценка эффективности тех шагов, которые предпринимаются в данном направлении.

«Сегодняшнему молодому поколению нужны современные образовательные технологии, — считает Екатерина Рудых, директор образовательных проектов „Индигос“ (группа компаний „ЛАНИТ Образование“), руководитель кластера РАЭК „Детский Интернет“. — Недавно коллеги из Университета ИТМО и Пекинского педагогического университета провели исследование влияния степени компьютеризации школ на успеваемость детей (около 200 тыс. учащихся начальной школы, более 30 стран). Ученые пришли к выводу: те, кто обучается в школах с более высоким уровнем информатизации, в среднем имеют более высокую успеваемость, чем не имеющие доступа к современным технологиям. А использование школьниками информационно-коммуникационных технологий индивидуально (например, дома) оказывает скорее отрицательное влияние на их успеваемость».

«Детство учеников сегодня тесно связано с современными технологиями, — рассуждает Евгений Овчинников, заместитель генерального директора AUVIX. — С гаджетами они „на ты“ и ждут от учебного процесса не только чего-то интересного, но и того, к чему они привыкли. Поэтому сейчас внедряются электронные учебники и дневники, устанавливаются проекторы и интерактивные доски, внутри школы создается мультимедийная среда, которая позволит сделать образовательный процесс максимально удобным».

Похожую точку зрения высказывает и Вадим Дрожжин, менеджер по работе с ключевыми клиентами московского представительства компании Epson: «Основная задача каждого учителя средней школы — донести до своих подопечных знания, заинтересовать их, научить работать с полученной информацией. Поэтому преподавание должно идти в ногу со временем. Современную школу сложно представить без компьютеров, принтеров, интерактивных досок и проекторов. Подростки привыкли воспринимать информацию в цифровом виде, в форме интерактивных заданий, наглядных изображений, графиков и схем. Внедрение технических средств позволяет вовлечь их в учебный процесс, сделать соавторами уроков. При таком подходе учеба перестает быть скучной обязанностью и развивает любознательность».

Не секрет, что нынешние школьники сильно (в первую очередь именно в моделях восприятия информации) отличаются от своих родителей. Они с раннего детства тесно общаются с цифровыми технологиями: планшетами и смартфонами, «живут» в социальных сетях (где вся информация передается в мини-сообщениях), фото- и видеохостингах. И как следствие этого, наиболее удобная для них форма взаимодействия с внешним миром — мультимедиа. Причем это справедливо для любых ситуаций: поиск и получение нужных сведений, усваивание знаний, обмен информацией, общение. А значит, учителям нужно учиться передавать знания новым поколениям в удобной для них форме.

«Нельзя, чтобы ученик в школе обучался по вчерашним представлениям, а вне школы жил сегодняшними реалиями, — подчеркивает Дмитрий Герман, генеральный директор ЛАНИТ ДВ. — Информатизация в школе — это в первую очередь современный инструментарий для принципиально нового качества обучения школьников».

«Основная задача „информатизации“ школ заключается в создании средств, помогающих быстрому и качественному усвоению большого объема материала (зачастую сложного), — уверен Алексей Златин, глава представительства компании NEC Display Solutions. — Современные программы обучения насыщены информацией, воспринять и осознать которую школьники не в состоянии, если в их распоряжении только учебник и меловая доска. Даже базовые законы физики гораздо легче понять и запомнить при помощи графики или анимации, а не только через формулы и двумерные картинки в учебнике».

Малыхин Алексей, директор «Джи-Эс-Ти» (ГК «GST»), и Евгений Степанов, заместитель генерального директора ОАО «АйСиЭл-КПО ВС», согласны и с тем, что школьники должны вовлекаться в процесс обучения и получения информации современными способами, и с тем, что навыки использования современных ИТ-систем следует формировать именно в школе. Все это позволит повысить качество образования, так как повысит эффективность использования учебного времени (объем усвоенного материала и качество его усвоения).

«Информатизация школ должна помогать в решении стоящих перед педагогами задач, которые связаны с учебным процессом», — резюмирует все вышесказанное Анатолий Малиновский, руководитель отдела продвижения ГК ИВС.

Поддерживает коллегу и Илья Голенопольский из ГК «ЛАНИТ Образование», эксперт компании «Мобильное Электронное Образование», руководитель отдела стратегии и аналитики Института мобильных образовательных систем (ИМОС): «Технологии не могут кардинально изменить образование, но они, становясь катализатором инновационных процессов, создают предпосылки для персонализации процесса обучения. Доступ к Интернету, мобильным устройствам и образовательным приложениям облегчает и упрощает работу преподавателя: появляется возможность находить подходящие конкретному учителю, классу, ученику формы и способы организации учебного процесса. Новые инструменты и функционал помогают разрабатывать более совершенные типы заданий. Ученик работает в удобном темпе, выбирая наиболее подходящий контент. Он получает знания не только в здании школы, и этот процесс больше не ограничен во времени. Ребенок находит ответы на вопросы в любое время и в любом месте, что повышает его мотивацию. Ему интересно и комфортно работать в привычной для себя среде с привычными инструментами. Он становится более активным, самостоятельным и ответственным».

Некоторые школы перенасыщены ИТ-оборудованием (в том числе интерактивным), которое порой даже не используется.

С тем, что информатизация школы разнообразит свой преподавательский инструментарий учителей, а ученики получают новые умения и навыки, востребованные современным обществом, согласен и Евгений Азаренко, менеджер по маркетингу и рекламе Casio Europe GmbH: «Сегодня уже не ставится вопрос о необходимости информатизации школ, речь идет о степени, об уровне этого».

А вот Юлия Кужель, менеджер по работе с образовательными учреждениями ООО «Динамика», напоминает, что информатизация необходима еще и для обеспечения доступности образования (дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями), а также для расширения информационного пространства.

Соглашается с ней и Кирилл Полетаев, генеральный директор компании «Форт Диалог»: «Интерактивные обучающие материалы позволяют не только вести обучение в более доступной для ученика форме внутри школы, но и проводить дистанционное обучение и обмениваться опытом между учителями разных городов (например, на интерактивных интернет-форумах)».

Но на этом список вопросов, которые необходимо решать в ходе информатизации школ, не заканчивается.

Как справедливо замечает Ирина Смирнова, координатор проектов в области образования Panasonic Россия, для решения главной задачи информатизации школы — повышения качества образования — помимо поставки техники необходимо выстраивать информационную культуру ее использования, методическое обеспечение и управленческое грамотное внедрение.

«Понятие „информатизации“ образовательных учреждений гораздо шире поставок ИТ-оборудования и ПО, — напоминает Евгений Киржацких, заместитель генерального директора по работе с госсектором компании „ЛАНИТ-Урал“. — Государство в лице Министерства образования вкладывает в него собственный смысл. Этап базового оснащения школ компьютерами и доступом к Интернету закончился. Сегодня процессы информатизации направлены на включение школ в единую информационную сеть, подключение к порталу электронных услуг и интеграцию в существующие информационные системы».

Разделяет это мнение и Павел Фоминых, руководитель Центра по бюджетному учету (Москва), компания «Первый БИТ»: «Информатизация должна „пронизывать“ школу по многим направлениям: от обеспеченности компьютерами учеников, учителей, доступа к Интернету из любой точки школы до сайта школы и сервисов (электронный дневник, журнал, интеграция со СКУД и др.)».

Согласна с этим и Елена Ерохина, вице-президент компании «Аквариус»: «Сегодня некоторые школы уже перенасыщены ИТ-оборудованием (в том числе интерактивным), которое порой даже не используется. Поэтому при внедрении ИКТ необходимы комплексные решения, включающие готовые модульные компоненты для разнообразных задач: от построения сети передачи данных и компьютерных классов до создания систем дистанционного обучения и дистрибуции электронного контента на базе специализированного серверного оборудования».

Получилось как всегда?
«Два года назад мы выиграли аукцион по обслуживанию школ Москвы — должны были поддерживать определенные группы оборудования в рабочем состоянии, — рассказывает Дмитрий Черемушкин, директор по развитию ООО НТЦ „Электрон-Сервис“. — Были собраны данные о том, в каких школах какие устройства находятся. И у нас сложилось впечатление, что до недавнего времени в столице распределение „железа“ по школам велось независимо от их специализации, а лишь пропорционально их размерам. С одной стороны, это хорошо — везде уже есть базовый набор техники. С другой стороны, все поставки велись „крупными мазками“. Так, до сих пор во многих классах нет персональных принтеров, зато на этаже стоит огромный цветной аппарат формата А3».

Действительно, поставки ИТ-обрудования в школы начались не вчера. Правильнее будет сказать, что «вчера» (а точнее в 2013 г.) они чуть было не закончились, так как было объявлено о сокращении их финансирования из госбюджета. Так что же уже сделано в этом направлении?

«Компьютеризация школ стартовала 10 лет назад, — вспоминает Сергей Кузнецов, директор по маркетингу LET (группа компаний „ЛАНИТ Образование“). — Очевидно, что часть ИТ-оборудования, поставленного в школы, за это время устарела. Тем не менее практически все учебные заведения оснащены интерактивными досками, проекторами, компьютерами/ноутбуками (в среднем по стране один компьютер на 10 человек), электронными библиотеками».

Как отмечает Елена Ерохина, благодаря государственной поддержке прошло несколько «волн» оснащения образовательных учреждений техникой: «Уже поставлено большое количество ИТ-оборудования: компьютерные классы на базе стационарных и мобильных устройств, системы видеонаблюдения и прочее».

Чаще всего к этому «прочему» наши респонденты относят проекторы и интерактивные доски. Несколько лет подряд тендеры на поставку этих устройств «кормили» целый сегмент российского ИТ-рынка. При этом, по данным Евгения Овчинникова, в настоящий момент общая оснащенность школ крайне низкая: «Статистика утверждает, что современное оборудование есть только в 10% школ страны. Самые оснащенные учебные заведения расположены в экономически развитых регионах: Республике Татарстан, Чеченской Республике, Краснодарском крае. Напротив, в дотационных регионах школы обеспечиваются минимально, приобретается недорогое оборудование».

Справедливости ради скажем: наши респонденты уверены, что как минимум один компьютерный класс, где дети могут изучать информатику, есть практически в каждой школе. А кроме перечисленных выше регионов к передовикам «информатизации» они относят также Саха (Якутию), Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа, Пермский край, Челябинскую область и, конечно же, обе столицы.

При этом, как утверждает Серей Кузнецов, востребованность того или иного оборудования в конкретной школе, а также различия в уровне информатизации в разных регионах зависят не только от количества выделяемых на эти цели средств, но и от системы подготовки учительского состава, желания внедрять ИТ-оборудование в процесс обучения и готовности преподавателей использовать ИКТ. Полностью поддерживает коллегу и Ирина Смирнова: «Не только финансирование определяет успешность процесса информатизации. Сфере образования необходимы специалисты в области ИКТ, управленцы, знающие, как внедрять новые технологии. Еще несколько лет назад школы были рады любым „девайсам“ и, как следствие, частенько получали не самые востребованные. В итоге (из-за неподготовленности учителей, отсутствия методического и программного обеспечения, цифрового контента) дорогая техника простаивала. Сейчас же большинство школ могут самостоятельно, исходя из потребностей своих педагогов и рекомендаций методических объединений, выбирать оборудование для решения конкретных задач. И в этом случае техника уже не простаивает, учителя готовы внедрять её в учебный процесс. Получается, что прежде чем поставить в школу какие-то устройства, необходимо провести большую предварительную работу: информировать и обучать педагогов, изучать опыт, обсуждать, формировать запрос на комплекс устройств, ПО, цифровых образовательных ресурсов. А ведь зачастую вести эту работу просто некому — в школах для подобного специалиста нет ставки. Поэтому если у школы есть проверенный поставщик, который не будет пытаться избавиться от стоков, а реально поможет разобраться в новых решениях, то можно сказать, что этой школе крупно повезло. Защитить образовательные учреждения от недобросовестных поставщиков, сориентировать их в технологиях, оказать юридическую поддержку — непростая задача. В связи с этим интересен опыт Чеченской Республики, где по рекомендации Министерства образования и науки ЧР во всех школах введены должности заместителей директоров по ИКТ».

Развивает эту мысль Дмитрий Черемушкин: «Сейчас, когда идет процесс объединения школ, учебным комплексам разрешили закупать ИКТ самостоятельно. И так как теперь средства на информатизацию выделяются исходя из количества учеников, у подобных объединений появилась возможность приобрести то, что им необходимо. Но тут возникает другая проблема: при таком территориально распределенном парке оборудования (в каждый учебный комплекс входит по несколько школ и дошкольных учреждений) в объединениях нет штатной единицы специалиста, который мог бы управлять всей этой инфраструктурой. Не самое удачное решение, когда все ИТ-оборудование, попадающее в школу, отдается на откуп учителю информатики. Он же не системный администратор, он преподаватель. Поэтому нередко администрирование переходит в руки „продвинутых“ старшеклассников. Тоже не лучшее решение. Вот и получается, что оборудование-то в школах есть, а специалистов, знающих, что с ним делать, нет. В результате в среднем по Москве инсталлированная база используется слабо — на 20–25%».

Неумение педагогов работать с новыми технологиями — проблема, возможно, даже более серьезная, чем отсутствие денег. «Если бюджетных средств на внедрение того или иного решения не хватает, школы договариваются о бесплатном тестировании с возможностью дальнейшего приобретения, — сообщает Евгений Киржацких. — Главное, чтобы у образовательного учреждения было желание, а возможности найдутся».

Наши эксперты предполагают, что именно нехватка учителей, умеющих применять ИКТ в образовательном процессе, создает впечатление избытка оборудования, распространяются слухи о «чем-то компьютерном», годами простаивающем в заводской упаковке в школьном подвале.

«К сожалению, сегодня уровень информатизации школ, и в целом по стране, и в отдельных ее регионах, не соответствует даже минимальным потребностям ключевых заказчиков (то есть будущих работодателей). Говорить про ожидания самих учебных заведений не приходится, так как большинство из них сегодня находятся в ситуации „радуемся тому, что есть“, — подводит итог Олег Поддубный, директор по развитию корпоративного бизнеса ООО „Асбис“. — Но надо понимать, что потребность в информатизации формирует уровень образованности учителей, преподающих ИТ. А это напрямую зависит в том числе и от среднего возраста школьных педагогов. Конечно, есть и приятные исключения. Но, как показывает практика, двигателями этих процессов чаще всего становятся молодые люди, хорошо разбирающиеся в современных технологиях. В 2012 г. на федеральном уровне было решено начать процесс. И вот сегодня мы видим, увы, не слишком радужный результат. Конечно, хорошо, когда в школах есть планшетные и стационарные ПК, доски и проекторы. Но нередки случаи, когда поставленное оборудование так и остается нераспакованным. Кроме того, в среднем школы используют от 10 до 25% имеющегося функционала. Почему? Потому что приобретали либо просто то, что было, не задумываясь „зачем это надо и что будем с этим делать“, либо то, на что указали сверху, без учета реальных задач школы».

Нерадостные сведения и у Алексея Малыхина: «При проведении аудита оказалось, что оборудование используется лишь на 20–30%, а что-то не используется вовсе. Конечно, максимальная загрузка у ПК и ноутбуков, но зачастую даже электронный дневник учитель заполняет из дома, так как в школе нет локальной сети».

Дмитрий Герман дополняет: «Чаще всего для полноценной работы современного ИТ-оборудования необходимо качественное подключение к сети Интернет, но в регионах развитие данной услуги идет медленно. Во многих учебных заведениях качество и скорость каналов ниже среднего».

В результате большая часть функционала интерактивных устройств просто не работает. И эта касается не только Приморского края.

Кроме того, как отмечают наши респонденты, информатизации школ мешает и отсутствие простых, а главное стандартизированных программных решений для образования: каждый вендор старается увеличить «ценность» своих аппаратных решений за счет уникальных встроенных программных продуктов. В результате в классах школы, приобретавшей оборудование поэтапно, на протяжении нескольких лет, могут оказаться устройства разных производителей. Кроме того, практически все ИТ-оборудование довольно быстро устаревает, и как только появляется возможность, его меняют на более современное (не факт, что того же производителя). Вот и получается, что учитель, работающий в разных аудиториях, должен создать несколько версий одного и того же урока — для каждой из не стыкующихся между собой «железок». А если речь идет не о выпускнике педвуза, интересующемся новыми гаджетами, а о «классной даме», которой, для того чтобы повысить зарплату, увеличили нагрузку, в результате чего она проводит в школе (проверка домашних заданий, написание отчетов, подготовка учеников к олимпиадам, участие в общественной жизни) по 12–16 часов? Какова вероятность, что такой учитель захочет разработать несколько версий интерактивных уроков, а не будет объяснять тему «по старинке»?

Примерно о том же говорит и Евгений Азаренко: «Второе тысячелетие российские школы встретили массовой компьютеризацией, что, безусловно, сыграло положительную роль в развитии информатизации в регионах. На следующем этапе в школы поставили интерактивные доски... Но если в случае с компьютером освоение новых технологий было для учителя „жизненной необходимостью“, то с интерактивными досками такого не произошло: у них есть беспроигрышная альтернатива — обычная доска. Нам еще предстоит оценить целесообразность выбора оборудования, но уже известно, что следующим этапом информатизации школ России будет массовая поставка планшетов, усовершенствованных комплектов для школьных лабораторий и доступных мультимедийных комплексов с поддержкой интерактивных функций и 3D».

Ну и раз уж разговор зашел об интерактивных досках, приведу еще одно мнение. «На заре информатизации многие школы — из-за дефицита информации, недостаточной квалификации технических специалистов, ограниченного предложения — закупили огромное количество доступных интерактивных досок, которые должны были упростить учебный процесс, — вспоминает Вадим Дрожжин. — Но оказалось, что для этого требуется переработать почти все существующие методические материалы. Несколько лет назад появились интерактивные проекторы, которые во многом дублируют возможности интерактивной доски. Они занимают значительно меньше места — любая ровная поверхность становится интерактивной, да и работать с ними проще. Кроме того, эти аппараты позволяют использовать традиционные материалы (отображая их на экран с помощью документ-камеры), работая с ними с применением интерактивных инструментов, что значительно повышает эффективность урока».

Но вернемся к «нежеланию» преподавателей учиться. Как отмечают наши эксперты, в большинстве случаев учителя-то в этом и не виноваты. Чаще всего в тендерах на поставку ИТ-оборудования в школы прописываются характеристики оборудования и ПО и крайне редко — сам процесс обучения. Понимая, что преподавателям трудно самим освоить новые технологии, ИТ-компании проводят специализированную учебу, выездные региональные тренинги и курсы. Но правильнее было бы искать решение данной проблемы не в частных инициативах, а на государственном уровне.

Как жить, если закончились деньги?
Недаром почти половина этой статьи посвящена острым вопросам информатизации школ: ведь любая проблема заказчика — это возможность для его поставщика. Но есть то, что может повергнуть в уныние любого, даже самого оптимистично настроенного продавца — сокращение финансирования. Именно это и произошло недавно с российским средним образованием.

Большинство наших респондентов отмечают, что в ситуации, когда многие проекты еще не были закончены, это заставило школы закупать оборудование поэтапно, зачастую с удешевлением, что, конечно же, приводит к ухудшению качества.

Так, по мнению Алексея Златина, стабильным спросом до сих пор пользуются проекторы, но в 2014 г. спрос в основном сосредоточился на моделях начального уровня с самыми простыми, можно сказать, архаичными, характеристиками (например, яркостью до 3000 ANSI и разрешением SVGA).

А Евгений Овчинников отмечает, что вместо проектора и интерактивной доски теперь покупают проектор и экран.

«Меры по оптимизации расходов разумны и понятны, а корректировка запросов школ — прямое следствие этого процесса, — признает Елена Ерохина. — Образовательные учреждения выбирают более универсальные решения. Например, сегодня нет необходимости закупать компьютерную технику под каждый кабинет, а лучше приобрести компьютерный класс на базе защищенных нетбуков, который можно оперативно развернуть в любом помещении. Кроме того, заказчики стали уделять больше внимания гарантийным обязательствам поставщиков, сервисному обслуживанию и поддержке».

Увы, но в силу ограничения финансирования у многих школ не осталось возможности развивать инновационные и нестандартные решения, которые могли бы повысить эффективность образовательного процесса.

«Приобретают сейчас только жизненно необходимое (как правило, это ПО и антивирусы), а все, что еще может работать, или то, без чего „завтра“ можно обойтись, откладывается до лучших времен», — сожалеет Олег Поддубный.

Похожая точка зрения и у Евгения Степанова: «Есть регионы, где инсталлированная база ИТ-оборудования увеличивается (в меньшем, конечно, объеме, чем в предыдущие годы), но гораздо чаще бюджеты, которые ранее использовались для развития, становятся „поддерживающими“, т. е. речь идет только о поддержании в рабочем состоянии существующего оборудования с заменой или с ремонтом неисправного».

О том, как именно это происходит, рассказывает Алексей Малыхин: «Школы по-разному выходят из положения. Многое зависит и от помощи родителей. В принципе, кардинально ничего не поменялось. Просто оборудование покупают меньше, ну и чинят то, что ломается. Ведь министерство не проводит конкурсы на обслуживание и ремонт. Школам самим приходится решать эти проблемы».

Дмитрий Герман дополняет: «В основном финансирование сосредоточено на оплате услуг связи и доступа в Интернет, поддержании и обслуживании имеющегося оборудования».

Делится своими наблюдениями и Юлия Кужель: «Основным приоритетом в области ПО была и остается покупка „первой помощи“ и антивируса. Кроме того, идет обновление парка ПК».

А вот Евгений Киржацких не заметил в прошлом году сокращения объема закупок: «Каким будет этот год — покажет IV квартал, на который приходится 90% поставок. Перевод в электронный вид государственных и муниципальных услуг, подключение школ к информационным системам идет постоянно, так как установлены конкретные сроки завершения данных процессов».

А Ирина Смирнова, соглашаясь с тем, что в закупках школами ИКТ-оборудования наблюдается спад, отмечает формирование спроса на новые направления: школьные телестудии, классы 3D-визуализации, системы Digital signage.

Евгений Азаренко также уверен, что сокращение финансирования привело к переосмыслению приоритетов как в министерствах и ведомствах, так и в школах. Если говорить о федеральном уровне, то деньги ушли на целевые программы развития дошкольного образования и факультативных занятий. В такой ситуации школе приходится подстраиваться под спущенные сверху требования или изыскивать собственные средства и выбирать самые недорогие варианты из всех возможных.

Зато в 2015 г. появились новые направления работы, к которым Сергей Кузнецов относит обеспечение доступности образования, инклюзию, ОВЗ, программы «Доступная среда», социализацию детей, спортивную программу «Нормы ГТО».

Кролики — это не только ценный мех...
Перефразируя эту фразу, получим, что информатизация среднего образования — это не только единичные, разнесенные во времени поставки «железа» и ПО, но и профессиональные интеграторские услуги, благодаря которым весь этот «зоопарк» можно превратить в единую систему в отдельно взятой школе. Ну или хотя бы немного поднять его эффективность. Чем не перспектива «подзаработать» для российских ИТ-компаний?

«Именно в этом сегодня и заключается основной тренд: от применения ИТ в образовании — к новым технологиям образования, соединяющим образовательный контент, учебно-методические решения и ИКТ-обеспечение образовательного процесса. В этом направлении двигаются сегодня и педагогическое сообщество, и рынок образовательных услуг, и ИТ-бизнес», — уверен Дмитрий Юрьев, директор по продвижению группы компаний «ЛАНИТ Образование».

Но для того чтобы подобные проекты реализовывались, инициатива должна исходить с самого верха. «Министерство образования должно сначала разработать программы и стандартизировать учебные материалы, в которые изначально будут включены интерактивные и иные составляющие. Лишь после этого можно будет говорить о комплексном подходе к оснащению школ, — считает Алексей Златин. — Сегодня же они покупают ПК, проекторы, специализированное ПО, но что со всем этим делать и как все это правильно встроить в учебный процесс, никто не знает. В лучшем случае с помощью этого показывают презентации, подготовленные преподавателями. Что уж говорить о востребованности 3D-решений! Пока не будут разработаны методики проведения уроков с использованием современных ИТ-средств, эффективность использования закупаемого оборудования останется низкой».

О том, что единого стандарта на федеральном уровне пока нет, упоминает и Олег Поддубный: «Но сейчас идет активный процесс его создания. С другой стороны, производители, поняв, что это краеугольный камень в образовании, самостоятельно разрабатывают такие решения. К этому подключаются и системные интеграторы. Таким стандартом в идеале должны стать „интерактивные классы“ (интерактивная панель с набором образовательных программных комплексов, планшетные ПК с ПО для совместной работы и обучения, электронные учебники, электронные дневники с доступом для родителей, электронные интерактивные расписания, экскурсии по недоступным местам (заграничные музеи, страны, заповедники), стандартизированные хранилища учебного контента, системы безопасности). Вся инфраструктура таких решений должна быть основана на стандартизированном ПО».

Ирина Смирнова дополняет: «Задача создания единой информационной среды образовательного учреждения прописана в новых стандартах образования. Конечно, в случае оснащения школы с нуля продумать все детали интеграции проще. Но в реальности большинство школ уже имеют „зоопарк“ техники (часто устаревшей), на основе которого сложно выстроить „умную“ инфраструктуру. Особенно это проблематично для учебных заведений, объединяемых в комплексы: без единой информационной среды сложно реализовать управленческие функции, выстроить взаимодействие структурных подразделений. И не всегда надо создавать дорогостоящее ПО для каждой конкретной школы. Существуют оптимальные решения типовых проблем. Так, у Panasonic есть успешный опыт создания единой IP-платформы для московского Лицея № 1560 (около 20 подразделений дошкольного, начального и общего образования): для управления парком проекционной техники была предложена программа, позволяющая по сети отслеживать работу, обслуживание, профилактику проекторов в нескольких зданиях и сотне учебных классов».

Все наши респонденты согласны с тем, что простая поставка «железа» в школу не даст того эффекта, которого можно добиться при сквозной автоматизации всего образовательного процесса. Елена Ерохина уверена, что ядром ИТ-инфраструктуры должно стать серверное оборудование, обеспечивающее функционирование всех необходимых сервисов: «Мобильные классы в связке с интерактивными досками помогают лучше усваивать материал. А если подключить систему дистанционного обучения, которая позволяет удаленно работать на уроке тем, кто не присутствует в классе, эффективность обучения существенно повысится».

Впрочем, по наблюдениям Юлии Кужель, школы не всегда могут позволить себе покупку «под ключ»: «Обычно средства на создание единой инфраструктуры выделяет местный бюджет или спонсоры. В основном работы по созданию инфраструктуры выполняют инженеры из специализированных ИТ-компаний». Правда, по ее прогнозам, в ближайшем будущем создание единой инфраструктуры станет более востребованным.

Согласен с тем, что сначала нужно создавать инфраструктуру, разрабатывать методики обучения с помощью поставляемого оборудования, обучать учителей, и Алексей Малыхин: «А на деле все свелось к простой поставке „железа“, даже без установки и запуска. Мы не видим каких-либо шагов в этом направлении, хотя неоднократно предлагали решения, которые могли бы вывести использование ИТ-оборудования в школах на принципиально иной уровень. Думаю, что придет время и ответственные люди обратят внимание на наши (и других компаний) предложения, и у нас появятся десятки (а не единицы, как сейчас) школ, использующих весь спектр ИТ-решений».

Конечно, системный подход более затратный, но в долгосрочной перспективе он приносит много дивидендов. И хотя, как отмечает Евгений Азаренко, не все разделяют это мнение, уже существуют примеры успешного внедрения комплексных образовательных систем, в том числе и в регионах. Пример — гимназия № 19 (Казань), оборудованная облачными сервисами с электронным документооборотом, электронными карточками для учеников и др.

«У нас было несколько проектов (в основном в школах-новостройках), в которых формировалась единая информационная система с хранилищем учебной, методической информации, с выводом на большие экраны в общедоступных местах расписания уроков, планируемых мероприятий и их результатов, — сообщает Евгений Степанов. — Если же говорить вообще о нашей республике, то стоит отметить, что в Татарстане создан образовательный портал, где размещены ресурсы (как приобретенные у их правообладателей, так и созданные учителями) и работает система электронных журналов».

Но не во всех регионах создана инфраструктура, в которую можно было бы «вписать» школы. Так, в Челябинской области, для того чтобы полноценно интегрировать образовательные учреждения в информационную систему региона, не хватает двух важных вещей: широкополосного доступа в Интернет и защищенных каналов связи. Но в регионе такие работы ведутся. «В настоящее время школы подключатся к системам, позволяющим управлять образовательным процессом (портал электронных услуг, специализированные системы „Контингент регион“, „Сетевой город“, „Дневник.ру“)», — отмечает Евгений Киржацких.

А вот что думает по этому вопросу Дмитрий Герман: «По некоторым проектам (например, дистанционное обучение в малокомплектных школах или для детей с ограниченными возможностями) развитие ИТ-инфраструктуры школы происходило вместе с поставками оборудования. Но были и простые поставки техники без разворачивания сетевой инфраструктуры и подключения к существующим сетям. Те проекты, которые прорабатывались заранее, комплексно, с учетом пожеланий самих педагогов, получили широкое развитие и признание. Так, пилотный проект по дистанционному обучению в малокомплектных школах Приморского края вырос с шести школ Уссурийского района до 130 школ в 24 муниципальных образованиях».

Как бы подводя итог вышесказанному, Павел Фоминых констатирует: «Комплексные проекты реализовывались, покупалось только оборудование. Работы не свернулись, они продолжаются практически везде с разной степенью интенсивности и будут продолжены. Правда, на комплексные проекты у школы нет ресурсов».

Автор: Светлана Белова
Еще новости по тегам:
Еще новости по тегам:
Предыдущая новость
Следующая новость