Cоздание единого информационного пространства школы

Заказчик
ГОУ СОШ №1741, г. Москва
Отрасль
Образование
Состав проекта
Сервер, мобильный компьютерный класс AquaCart, ПК, ноутбуки
Партнер проекта
ООО «Хронобус», Фирма «1С»
Цели и задачи проекта

Инновационные подходы в школьном образовании, в том числе использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), позволяют создавать условия для развития новых поколений российских граждан, формирования у них знаний и навыков, необходимых для жизни и эффективной трудовой деятельности в условиях информационного общества. Задача вхождения современной школы в информационное общество, информатизация системы образования на уровне школы, муниципалитета и региона является чрезвычайно актуальной.

Для повышения эффективности образовательного и управленческого процессов администрация школы приняла решение о построении ИТ-инфраструктуры, внедрении на ее основе информационных систем и создании единого информационного пространства школы.

Руководство школы ожидало решения следующих задач:

  • Автоматизация процессов административного управления деятельностью школы: кадрового и финансового учета, учета движения контингента, организации документооборота и отчетности;
  • Автоматизация процессов учебного планирования, распределения нагрузки и аналитической отчетности;
  • Обеспечение содержания учебного процесса цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), учебными материалами и результатами учебной деятельности;
  • Обеспечение эффективного мотивированного перехода на использование электронной версии журнала и других ИКТ-средств в повседневной практической деятельности.
  • Автоматизация библиотечной деятельности и организации учета питания;
  • Организация постоянного доступа участников образовательного процесса к средствам ИКТ;

Решение

«Цифровая школа» — это концептуальное решение поэтапной информатизации образовательного учреждения и создания единого информационного пространства школы. Данная концепция основана на построении ИТ-инфраструктуры и внедрении на ее основе информационных систем для совершенствования учебного, воспитательного и управленческого процессов.

«Цифровая школа» от компании «Аквариус» — это решение по автоматизации образовательного процесса, которое обеспечивает внедрение новых информационных и образовательных технологий, применение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню.

Основные информационные системы «Цифровой школы»:

1. Система планирования, организации и управления учебным процессом.

2. Система административного управления деятельностью образовательного учреждения.

3. Система обеспечения содержания учебного процесса цифровыми образовательными ресурсами.

Состав решения «Цифровая школа»:

  • «Электронная учительская»
  • Сервер школы Aquarius Server E40 S21
  • Мобильный компьютерный класс AquaCart
  • Школьная медиатека
  • Автоматизированное рабочее место Aquarius (на базе ПК Aquarius Elt E50 S54, ноутбука Aquarius NE505)
  • Система резервного копирования
  • Узел телекоммуникационных услуг и доступ в Интернет

«Электронная учительская» — это типовой программно-технологический комплекс для эффективного администрирования деятельности образовательного учреждения и оперативного сбора и анализа результатов учебной деятельности. ПТК «Электронная учительская» является одним из основных компонентов комплексного решения «Цифровая школа» и обеспечивает взаимосвязь административной и содержательной составляющей информационных систем школы.

Состав ПТК «Электронная учительская»:

Программная часть:

  • Программный комплекс, обеспечивающий управление образовательным учреждением («1С:ХроноГраф Школа 2.5»);
  • Программный комплекс, обеспечивающий планирование учебного процесса и оперативное управление им (система составления и ведения расписания) «ХроноГраф 3.0 Мастер»;
  • Модуль «Электронный журнал».

Аппаратная часть:

  • Единый школьный сервер для размещения программного комплекса администрирования деятельности образовательного учреждения и обеспечения сбора и формирования административных и содержательных данных.
  • Персональные компьютеры, обеспечивающие работу администраторов образовательных учреждений (директор, завуч, классный руководитель и др.) для ведения единой информационной и содержательной базы образовательного учреждения с последующим оперативным предоставлением формализованных отчетных данных вышестоящим органам образования.
  • Мобильные компьютеры для преподавателей-предметников (ноутбуки), обеспечивающие для этой категории пользователей автоматизированные мобильные рабочие места, оснащенные программным обеспечением для ведения электронных аналогов классных журналов и персональной записной книжки (блокнота учителя).
  • Карманные персональные компьютеры (КПК) (опционально).
  • Сетевое оборудование для подключения ноутбуков и ПК к серверу «Электронной учительской» для работы с базами данных и проведения синхронизации, организации доступа к ЦОР, для подключения к сети Интернет через единый сервер, что позволяет осуществить оперативный контакт с родителями учащихся посредством электронной почты.
  • Беспроводный маршрутизатор (Wi-Fi) со встроенным коммутатором (4 порта 10/100 BaseT); выделенный коммутатор на 8 портов 10/100 BaseT для подключения персональных компьютеров администрации школы.

Мобильный компьютерный класс AquaCart

«Мобильный класс AquaCart» представляет собой решение для создания мобильного учебного класса с использованием беспроводных технологий. AquaCart предназначен для проведения уроков непосредственно в предметном кабинете, а также для использования в школах, не оборудованных компьютерными классами. Мобильный класс представляет собой защищенную тележку-сейф, ноутбук преподавателя, ноутбуки учащихся, проектор, принтер, сканер, точку беспроводного доступа к локальной сети и специализированное программное обеспечения для коллективной работы.

Мобильный учебный класс является важным элементом «Цифровой школы» и дает преподавателю-предметнику возможность выбора новых форм и методов преподавания с использованием современных информационных технологий, цифровых образовательных ресурсов, а также мультимедийных средств обучения для лучшего восприятия информации и творчества во время проведения занятий. Мобильный класс обеспечивает возможность коллективной работы, повышая интерес к предмету со стороны учащегося и качество образовательного процесса в целом. Благодаря AquaCart отпадает необходимость в специально оборудованных компьютерных классах — высокие технологии становятся доступными на любом этапе учебного процесса и в любом кабинете.

Реализация проекта

На первом этапе проекта был осуществлена поставка оборудования Aquarius и установка ПТК «Электронная учительская». Установка комплекса требовала специальных технических решений (монтаж на ограниченной площади, жесткие требования по теплу и шумности работы сервера и др.). Компания «Аквариус» осуществила следующие работы и услуги по внедрению и сопровождению комплекса «Электронная учительская» в образовательном учреждении:

  1. Пуско-наладочные работы (размещение, установка, подключение к сети, тестирование, демонстрация, сдача);
  2. Предоставление полной документации на русском языке (руководство по установке (запуску), руководство по эксплуатации и др.);
  3. Техническая поддержка оборудования Aquarius (услуги call-центра, консультации по телефону, выезд на место установки) в течение 1 года;
  4. Обучение представителя Заказчика.

Для организации работы пользователей была проделана следующая работа: на сервере были сформированы списки учащихся классов и групп, списки преподавателей, расписание учебных занятий, данные тематического (поурочного) планирования, данные о родителях или лицах, их заменяющих, для каждого учащегося с электронными адресами (при их наличии) и т.д. На основе этих данных автоматически создаются журнальные страницы всех учебных единиц (классов и групп) по всем предметам у всех преподавателей. Преподаватели-предметники получают сформированные журнальные страницы на свои мобильные места в режиме установочного сеанса синхронизации данных с сервером и пользуются ими в дальнейшем вместо обычных журналов и персональных записных книжек.

Обмен данными между персональными компьютерами и сервером реализован беспроводным методом, посредством стандартного радио-интерфейса Wi-Fi, что в свою очередь позволило использовать модемное оборудование, поставляемое в общеобразовательные учреждения РФ в рамках Национального проекта «Образование» и обеспечить преподавателям-предметникам беспрепятственный выход в сеть Интернет.

Результат

Для завуча:

  • Автоматизация процесса учебного планирования, распределения нагрузки и отчетности.
  • Автоматизация составления расписания с использованием программных продуктов «ХроноГраф 3.0 Мастер» или «Профиль».
  • Ведение тарификации сотрудников, расчет штатного расписания, формирование фонда оплаты труда с учетом НСОТ.
  • Автоматизация информирования и оповещения всех подконтрольных классных руководителей и преподавателей-предметников».

Для преподавателя-предметника:

  • Ведение в электронном виде всей нормативной плановой и отчетной документации, графика контрольных работ, анализа контрольных работ, отчетов по предмету, по проектной деятельности и т.п.
  • Автоматизация поурочного планирования с использованием материалов, сформированных в электронном формате руководителем предметно-методического комитета (ПМК) или учебно-методического объединения (УМО), или других источников с возможностью использования в готовом виде или с возможностью редактирования.
  • Наличие в составе комплекса персонального инструмента, который позволяет в любое время и в любом месте выполнять свои обязанности по заполнению электронного классного журнала.
  • Возможность получения «подсказки», кого из учеников опросить на уроке, формируемая системой на основе анализа данных, кто не опрашивался в течение продолжительного периода, у кого спорная оценка, кто из учеников по болезни не участвовал в плановых контрольных опросах и т.д.
  • Гибкая работа с материалом: возможность разработки собственных учебных фрагментов (документов, подборок, презентаций, уроков, курсов), возможность настройки существующих курсов под собственные нужды: любая группировка и выборка материалов с помощью специально отведенного каждому пользователю индивидуального рабочего пространства (раздел "Мои материалы").

Для классного руководителя:

  • Наличие персонального инструмента, который позволяет в любое время и в любом месте выполнять свои обязанности по заполнению классного журнала.
  • Работа с едиными электронными базами данных и личными делами учеников с контактной информацией родителей или ответственных лиц, включая электронные адреса.
  • Ведение в электронном виде всей нормативной плановой и отчетной документации.
  • Автоматизация учета успеваемости в виде абсолютных, относительных и обобщенных показателей по отчетным периодам и предметам.
  • Наличие возможности целевой работы с родителями по электронной почте. Формирование классным руководителем отчетности по посещаемости, успеваемости за любой заданный период времени в разрезе и организация автоматической адресной информационной рассылки родителям, при этом родители получают только ту информацию, которая относится к их ребенку.

Для родителей:

  • Возможность оперативного получения информации об успеваемости, посещаемости, поведении ребенка, его участии в общественной жизни школы
  • Обратная связь с классным руководителем и преподавателями-предметниками.

Благодаря внедрению решения «Электронная учительская» в новом учебном году 2008/2009 преподаватели-предметники школы получили уникальную возможность использования электронных версий классных журналов. Теперь учителя получают сформированные журнальные страницы на свои стационарные или мобильные рабочие места и пользуются ими в дальнейшем вместо обычных журналов. Электронный журнал имеет простой программный интерфейс, который повторяет привычный «бумажный» журнал. В тоже время богатые дополнительные возможности журнала упрощают работу преподавателя, помогая выбрать учащихся для опроса, мгновенно определить количество отсутствующих, просмотреть статистику успеваемости и посещений, зафиксировать домашнее задание.

Администрация школы получила возможность полно и опе­ративно анализировать результаты учебной деятельности, управлять учебным и воспитательным процессами и их содержанием, формировать необходимые отчетные материалы для вышестоящих учреждений управления образованием (материально-финансовые отчеты, личные дела сотрудников, данные по тарификации сотрудников и др.).

feedback location book download refresh