Поддержка

Без мела и бумаги

01 сентября 2010

Computerworld, новости, 1 сентября 2010 года

Автор публикации: Людмила Яремчук

В проектах по созданию в России информационного общества вопросы, касающиеся внедрения ИТ в системе образования, занимают одно из первых мест. В начале этого года советом по развитию информационного общества при президенте РФ был утвержден План реализации стратегии развития информационного общества до  2011 года, где немало внимания уделяется вопросам технического оснащения российских школ, обеспечению их доступа к Интернету, организации дистанционного обучения и многим другим проблемам. План ставит вполне конкретные задачи, которые должны быть реализованы, – например, среднее количество учащихся на один компьютер в общеобразовательных учреждениях должно составлять не более 17 человек, а доля школ, имеющих компьютерные классы в составе не менее семи персональных компьютеров, работающих в единой локальной сети с широкополосным доступом в Интернет, в среднем должна составлять около 69%.

А нужен ли десктоп?

Внедрение в школах информационных технологий вызывает, разумеется, активный отклик со стороны ИТ-компаний, разрабатывающих целые комплексы продуктов для сферы образования. При этом предлагаемые продукты далеко ушли от традиционного представления об информатизации школы, которое заключается в оснащении отдельно взятого классного помещения стационарными ПК, в лучшем случае объединенными в локальную сеть, — решение, которое при кажущейся простоте и дешевизне, имеет ряд серьезных недостатков. Помимо необходимости устанавливать на каждый компьютер отдельный комплект ПО, это решение имеет довольно низкую эффективность, ведь возможности современных компьютеров, даже в наиболее бюджетной комплектации, давно опередили обычные потребности учеников, и ресурсы отдельного ПК в процессе обучения используются далеко не на 100%. Более рациональной является, по словам технического консультанта департамента персональных систем НР Россия Алексея Алешина, идея применения одного компьютера для обучения сразу нескольких человек. Эта идея допускает различные воплощения, например использование нескольких компьютерных мышей на одном ПК или подключение нескольких мониторов с помощью установки двух и более видеокарт или же видеокарты с несколькими видеовыходами. НР предлагает свое решение MultiSeat ms6000, позволяющее организовать ряд независимых рабочих мест на базе одного ПК с установленной на нем операционной системой Microsoft MultiPoint server 2010, превращающей компьютер в аналог сервера, на котором одновременно могут работать до 10 учеников, использующих тонкие клиенты. Благодаря тому что все ученики работают в рамках одной операционной системы, преподавателю легко устанавливать программы, необходимые для обучения, и следить за тем, что делают ученики во время занятий. При этом учащиеся имеют возможность настраивать «под себя» все элементы интерфейса, сохранять в личных папках редактируемые документы и запускать приложения. Благодаря технологии plug&play упрощается поддержка и управление системой: установка сервера и подсоединение всех проводов, по словам Алешина, обычно занимает не более двух часов, проста и не требует специальных знаний.

В компании «Аквариус» считают, что будущее школ за мобильными классами. В отличие от стационарного компьютерного класса, мобильный может быть развернут в любой аудитории, не требует прокладки кабелей и более вариативен. Решение AquaCart, предлагаемое компанией, включает в себя тележку-сейф, на которую устанавливаются для транспортировки и подзарядки аккумуляторов учительский ноутбук и мобильные компьютеры учащихся – от 16 до 34 единиц, которые на месте объединяются в беспроводную сеть с помощью двух точек доступа.

«Аквариус» предлагает различные варианты наполнения мобильных классов – ноутбуки могут быть с экранами диагональю от 8,9 до 15,6 дюйма в зависимости от рекомендаций школьных методистов: например, в средней школе предпочтение обычно отдается более компактным ноутбукам, а для младших школьников более удобны модели с полноразмерными экраном и клавиатурой. Также в состав решения могут входить сканер, проектор, цифровая фото- или видеокамера, графический планшет и другие периферийные устройства. По словам вице-президента по работе с госзаказчиками компании «Аквариус» Елены Ерохиной, выбор конфигурации решения сильно зависит от региона, в который оно поставляется: в технически оснащенных школах Москвы и Санкт-Петербурга с грамотными в сфере ИТ учителями обычно заказывают более «продвинутые» варианты, в глубинке предпочитают бюджетные ноутбуки и комплектующие. Что касается программного обеспечения, то здесь, по словам Ерохиной, компания обычно руководствуется методическими рекомендациями и устанавливает ПО, которое уже применяется в конкретном регионе, что облегчает привыкание к новому методу обучения как учащихся, так и преподавателей. Для обучения учителей «Аквариус» применяет все те же мобильные компьютерные классы – это позволяет ускорить процесс привыкания учителей к новому оборудованию, помогая им правильно выстроить урок в новой среде, а самой компании — «в полевых условиях» определить пути развития решения в будущем.


Статья дана в сокращении. С полной версией можно ознакомиться на сайте издания Computerworld по адресу: http://www.osp.ru/news/articles/2010/35/13003716/