Поддержка

Каждому ученику по компьютеру?

16 января 2009

Автор: Геннадий Белаш

 

 

За школьной партой я, пожалуй, не сидел со дня окончания средней школы. А тут удалось побывать на открытом уроке, правда, сидеть пришлось не за партой, а за учительским столом, благо он был свободен. А стул был даже несколько прикрыт "фикусным" деревом, что позволяло мне из этого "укрытия" беспрепятственно фотографировать, а также наблюдать за ведением урока. И я вам скажу, на меня урок произвел впечатление, хотя я человек не впечатлительный. Просто мне в свое время пришлось работать более десяти лет преподавателем в институте, и я знаю, насколько нелегко все время держать внимание аудитории, а тем более такой непоседливой, какими являются ученики начальной школы. Замечу, что руки, измазанные мелом, - атрибут любого лектора. На открытом уроке в этом классе учительница совсем не брала мел в руки, хотя доской пользовалась вовсю. Но доска была интерактивная. Для того чтобы "писать" на ней, требовался не мел, а "ручной" пульт управления и компьютер, этот пульт заменял и тряпку, которой обычно "намелованные" слова и формулы стираются с доски. Школьники практически не смущались, их быстрые ответы не выглядели заранее подготовленными, было видно, что им интересно на уроке. Да и учитель умело пользовался мультимедиа-возможностями интерактивной доски, постоянно удерживая внимание учеников, а когда надо было сделать паузу для отдыха, опять же использовал доску: ученики, отвечая на несложные вопросы, постепенно открывали на экране веселую картинку.  Затем каждый из учеников открыл стоящий на его столе специальный школьный ноутбук (или нетбук, как его теперь называют), загрузил операционную систему и специальное обучающее и тестирующее знания приложение. Каждый получил задание и выполнял его самостоятельно на своем ноутбуке. Оценки за выполнение этого конкретного задания сразу попали в базу данных, причем практически навсегда. Они доступны учителю, руководству школы и - через Интернет - родителям. В базе они будут храниться и после окончания учениками школы. Это своего рода электронные дневники и классные журналы. Однако параллельно у учеников сохраняются и обычные бумажные дневники, оценки в них дублируются.

 

Где же расположена такая школа и откуда на столе каждого школьника появились нетбуки? Вышеописанный открытый урок был проведен 27 ноября в санкт-петербургской школе №248, а после его окончания прошла пресс-конференция, на которой представители компании Intel, Комитета по образованию СанктПетербурга и компании "Аквариус" объявили об успешных результатах пилотного проекта новой системы образования "Один ученик - один компьютер" в школах №248 и №247 Северной столицы. В названии проекта звучит, прямо скажем, фантастическая задача обеспечить каждого ученика компьютером. Будет ли эта задача решена полностью, покажет время. Названный пилотный проект был инициирован этим летом после встречи председателя совета директоров корпорации Intel Крейга Барретта (Craig Barrett) с губернатором города Валентиной Матвиенко.  Тогда же было подписано соглашение об объединении усилий Intel и правительства Санкт-Петербурга в деле развития системы среднего образования.

 

А дальше "во исполнение соглашения с корпорацией Intel правительство Санкт-Петербурга приняло решение на первом этапе оценить возможности и перспективы программы Intel "Один ученик - один компьютер" в школах №№247 и 248 Красносельского района". Откуда же взять нетбуки для такой "оценки возможностей"? Все оказалось проще. Intel безвозмездно поставила в эти школы около 100 "персональных компьютеров ученика", а компания "Аквариус" предоставила аппаратные и программные решения для организации и ведения учебного процесса, которые являются в России уникальными.

 

В результате две вышеназванные школы получили нетбуки, носящие название Classmate PC, что в вольном переводе означает "персональный компьютер ученика". Чем же такой школьный ноутбук отличается от обычного? Он предназначен для учеников 6-12 лет, обладает "антиударным" покрытием, легкий (менее 1,3 кг), не имеет винчестера, а обладает 2 Гбайт флэш-памяти, может без последствий падать со школьной парты на пол, имеет "антизаливаемую" клавиатуру, специальную ручку для переноса, поскольку предполагается, что ученик сможет на нем работать и дома. Важной особенностью Classmate PC является обязательное беспроводное подключение к сети: никаких проводов, включил и работаешь. Отрадно, что у следующей модели Classmate PC, в отличие от нынешней, экран будет больше семи дюймов.

 

По словам директора гимназии №248 Антона Викторовича Кудрявцева, самой сложной проблемой при внедрении пилотного проекта было обеспечение заряда аккумуляторных батарей нетбуков, ведь для каждого нужна отдельная розетка, а ноутбуков много. Эту проблему, как и многие другие, помог решить комплекс, разработанный компанией "Аквариус". В тележкесейфе AquaCart нетбуки закрываются для хранения, одновременно происходит зарядка их аккумуляторных батарей. Особенность здания гимназии №248 заключалась в том, что беспроводной сигнал не "пробивает" их стены (железобетон с мелкой экранирующей сеткой). Тем более удобно, когда тележка AquaCart (ее масса с базовым комплектом "мобильного класса" составляет не более 60 кг, а габариты в собранном состоянии 500х800х800 мм) спокойно перевозится учителем в соседний класс и позволяет очень оперативно, в течение нескольких минут, развернуть беспроводную локальную сеть компьютеров и начать занятия. Важно, что эта тележка вандалоустойчива.  Предусмотрено централизованное подключение к сети, поэтому для зарядки всех нетбуков достаточно вставить в розетку всего одну вилку. Также имеется возможность выхода в Интернет. Работу мобильного класса поддерживает специальное ПО, позволяющее учителю со своего ноутбука руководить действиями учеников и контролировать процесс выполнения заданий, внося при необходимости коррективы.  Повторюсь, что в данном пилотном проекте использовалось решение "Мобильный класс AquaCart" от "Аквариус". Это решение дает в руки преподавателей-предметников возможность применять инновационные методики и цифровые образовательные ресурсы в любом классе и на любом этапе учебного процесса.

 

На пресс-конференции было отмечено, что "Комитет по образованию правительства Санкт-Петербурга, директора школ, вовлеченных в пилотный проект, преподаватели, школьники и их родители весьма высоко оценили результаты начального этапа реализации программы "Один ученик - один компьютер"". Важно и то, что правительство Санкт-Петербурга намеревается в ближайшие пять лет широко внедрить новую систему преподавания с использованием "персональных компьютеров ученика", продолжив сотрудничество с корпорацией Intel и компанией "Аквариус". А Юлия Клебанова, директор по развитию корпорации Intel, сказала: "В следующем году компания Intel расширяет свое участие в пилотных проектах в нашей стране и планирует к выпуску новые высокопроизводительные компьютеры, которые помогут детям получить первые навыки компьютерной грамотности уже в младшей школе. До конца года наша компания предоставит еще 300 Classmate PC школьникам Петербурга".

 

В заключение хочу сказать, что успешность текущего этапа пилотного проекта в немалой степени зависела от энтузиазма учителей и директоров школ, в данном случае это были директор гимназии №248 Антон Викторович Кудрявцев и директор школы №247 Александр Борисович Федосов

Предыдущая новость
16 января 2009
Следующая новость