Новый рекорд рынка ПК.

19 февраля 2004

Светлана Витковская

В 2003 г. в России продали почти 4 млн компьютеров.

По данным исследовательских компаний IDC и Gartner, в прошлом году российский компьютерный рынок рос рекордными темпами. Россияне купили в 2003 г. более 3,8 млн компьютеров, что составляет примерно 7% от всего рынка ПК Европы, Ближнего Востока и Африки. Аналитики прогнозируют, что в этом году наш рынок будет расти еще быстрее, а особенно большим спросом будут пользоваться ноутбуки.

Согласно данным ежеквартального отчета IDC, в IV квартале 2003 г. прирост рынка ПК по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. составил 27,1% , а в целом за год рынок вырос на 26,3%. В 2002 г. продажи ПК выросли на 17,8%. В IDC оценивают общий объем продаж ПК в России в 3,8 млн шт. , из которых 92% — настольные компьютеры, 6% — ноутбуки и 2% — серверы.

Лидерами российского рынка среди поставщиков IDC называет компании «Аквариус» и «К-Системс», а в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) — Hewlett Packard и Dell. Продажи ПК в других странах росли куда медленнее, чем у нас, — средний годовой прирост на западноевропейских рынках составил 17% , а на остальных рынках EMEA — 20%.

По словам ведущего аналитика IDC по рынку ПК Андрея Верховода, наибольший рост продаж компьютеров пришелся на последний квартал прошлого года, что объясняется спецификой российского рынка: оплата крупнейших проектов приходится на последний квартал года, когда многие заказчики из госструктур стараются закрыть работы.

IDC пересмотрела подход к оценке деятельности многочисленных российских компаний, занимающихся сборкой компьютеров, и с учетом их продукции оценила общий объем российского рынка ПК в 2003 г. в 3,8 млн шт. Корректировка прибавила аж 1 млн шт. «Ранее мы недооценивали объемы от российских сборщиков», — пояснил менеджер по маркетингу IDC Михаил Новиков. IDC прогнозирует сохранение высоких темпов роста и в 2004 г.

В те же 3,8 млн объем поставок компьютеров в нашей стране оценили в исследовательской компании Gartner. Правда, они сочли, что отечественный рынок ПК в 2002 г. был больше, чем по данным IDC, поэтому годовой рост рынка по Gartner составил всего лишь 23,1%. В штучном исчислении на Россию приходится 7% всего рынка ПК в регионе EMEA, а больше только рынки Германии, Великобритании и Франции.

«Компьютеры становятся все более потребительским продуктом. Их ставят в один ряд с покупкой другой бытовой техники, что увеличивает количество потенциальных потребителей», — говорит гендиректор DEPO Computers Александр Баринов. Он также отмечает, что в России более остро встает необходимость доступа к информационным ресурсам через Интернет, что также способствует росту продаж ПК. По мнению Баринова, сегодня малые и средние компании интересуются компьютеризацией своего бизнеса особенно активно.

Гендиректор производственной компании «Аквариус» Владимир Шибанов не согласен, что в 2003 г. рост рынка был более интенсивным, чем в 2002 г. «Это спорный вопрос: с одной стороны, прошло меньше крупных государственных тендеров, а с другой — рынок в регионах действительно рос быстрее», — объясняет он. Среди причин роста он отмечает развитие информационной инфраструктуры предприятий, а также активную замену устаревшего оборудования на новое. Шибанов полагает, что в 2004 г. в структуре продаж ПК и серверов увеличится доля регионов. В 2003 г. «Аквариус» продал более 170 000 ПК и серверов, а его партнерская сеть выросла на 42%. При этом если в 2002 г. партнеры «Аквариуса» работали в 77 российских городах, то к концу 2003 г. — уже в 136.

Больше всего в стране продается настольных компьютеров. Однако самым быстрорастущим сегментом рынка стали ноутбуки. Прирост их продаж, по оценкам IDC, составил 77,5%. Бизнес некоторых производителей ноутбуков растет просто взрывными темпами — так, поставки Rover Computers в IV квартале 2003 г. выросли на 293% по сравнению с IV кварталом 2002 г.

Эксперты полагают, что в этом году рост продаж ноутбуков даже ускорится. «Можно предположить, что рынок мобильных компьютеров удвоится. Люди стали ценить мобильность, когда все данные с собой, а не в офисе», — говорит Баринов. «Цены дошли до того порога — $1000 — 1500 за ноутбук, — когда ими заинтересовался целый пласт новых потребителей», — вторит ему Новиков.

Еще новости по тегам:
Еще новости по тегам: