Окучить малый бизнес

02 ноября 2004

Американская высокотехнологичная компания Hewlett-Packard (НР) начала программу поддержки малого и среднего бизнеса на российском региональном рынке. Среди прочего программа подразумевает лизинг оборудования и кредитование предприятий. Размер финансирования колеблется от одной до ста тысяч долларов. Смелый шаг на рынке страны, в которой государство не оказывает поддержки кредиторам, а невозврат кредитов, по неофициальным данным, достигает 20%. Ежегодный доход НР на мировом рынке информационных технологий для малого и среднего бизнеса превышает 21 млрд. долларов. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга НР уже имеет представителей и офисы в Дальневосточном, Сибирском, Уральском, Приволжском, Южном, Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Сейчас НР намерена расширить свое присутствие на региональном рынке малого и среднего бизнеса. В том числе за счет финансовой поддержки компаний этого сектора. Аналитики IDC оценивают российский рынок информационных технологий в 7,1 млрд. долларов, а Министерство информационных технологий и связи чуть скромнее - в 6 млрд. долларов в год. НР полагает, что на долю малого и среднего бизнеса приходится 30% рынка. По словам директора департамента по работе с предприятиями малого и среднего бизнеса "НР-Россия" Николая Зезюлинского, более половины мирового бюджета принадлежит предприятиям малого и среднего бизнеса, и скоро такая же картина будет наблюдаться и в России. А это значит, что за рынок стоит бороться.

В рамки стандартной программы поддержки малого и среднего бизнеса Россия не вписывается - наш малый бизнес действительно мал. Согласно законодательству, к этому сектору относятся предприятия с годовым оборотом в 15 млн. рублей. Так что поддержка в 100 тыс. долларов, которую НР предоставляет в других странах, россиянам не по зубам - ни одна из компаний не удовлетворяет предъявляемым требованиям. Поэтому предложения для отечественного рынка куда скромнее - совместно с "Дельта Лизингом" НР предлагает мелким бизнесменам помощь деньгами и оборудованием на сумму от 1 тысячи долларов.

"HP выходит в российские регионы в рамках долгосрочной инвестиционной программы, и предпринимаемые маркетинговые меры обеспечивают ей некоторое преимущество над не столь крупными фирмами, располагающими меньшими маркетинговыми бюджетами", - считает глава представительства аналитической компании IDC в России и странах СНГ Роберт Фариш.

Конкуренты НР также не жалеют средств на региональную экспансию. "Как и любая крупная компания, "Аквариус" заинтересован в расширении рынка сбыта своей продукции, в том числе и на региональном российском рынке, имеющем огромный потенциал роста", - сказал Газете председатель совета директоров группы компаний " Аквариус" Игорь Галкин. В середине 2003 года компания запустила программу финансовой поддержки авторизованных партнеров. В ее рамках они имеют возможность получать товарные кредиты от компании, банковские кредиты под гарантии " Аквариус" и использовать лизинговые схемы поставки оборудования.

Главная проблема освоения регионов - вопрос возврата выданных кредитов. По официальной статистике, невозвращенным числится 1% всех выданных кредитов. В неофициальных беседах банки называют куда более впечатляющую цифру - 20%. По данным Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), средняя сумма микрокредита для малого бизнеса сегодня составляет 1 тысячу долларов, минимальная сумма - 17 долларов. Но даже здесь объем официальных невозвратов достигает 1%. Между тем государство медлит с запуском программы содействия кредиторам. Страхование рисков при выдаче кредитов - дело в лучшем случае следующего года, когда МЭРТ надеется анонсировать программу страхования рисков при выдаче кредитов малым предприятиям. Однако этой инициативе еще только предстоит быть одобренной на правительственном уровне.

Еще новости по тегам:
Еще новости по тегам: