Поддержка

Окучить малый бизнес

02 ноября 2004

Американская высокотехнологичная компания Hewlett-Packard (НР) начала программу поддержки малого и среднего бизнеса на российском региональном рынке. Среди прочего программа подразумевает лизинг оборудования и кредитование предприятий. Размер финансирования колеблется от одной до ста тысяч долларов. Смелый шаг на рынке страны, в которой государство не оказывает поддержки кредиторам, а невозврат кредитов, по неофициальным данным, достигает 20%. Ежегодный доход НР на мировом рынке информационных технологий для малого и среднего бизнеса превышает 21 млрд. долларов. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга НР уже имеет представителей и офисы в Дальневосточном, Сибирском, Уральском, Приволжском, Южном, Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Сейчас НР намерена расширить свое присутствие на региональном рынке малого и среднего бизнеса. В том числе за счет финансовой поддержки компаний этого сектора. Аналитики IDC оценивают российский рынок информационных технологий в 7,1 млрд. долларов, а Министерство информационных технологий и связи чуть скромнее - в 6 млрд. долларов в год. НР полагает, что на долю малого и среднего бизнеса приходится 30% рынка. По словам директора департамента по работе с предприятиями малого и среднего бизнеса "НР-Россия" Николая Зезюлинского, более половины мирового бюджета принадлежит предприятиям малого и среднего бизнеса, и скоро такая же картина будет наблюдаться и в России. А это значит, что за рынок стоит бороться.

В рамки стандартной программы поддержки малого и среднего бизнеса Россия не вписывается - наш малый бизнес действительно мал. Согласно законодательству, к этому сектору относятся предприятия с годовым оборотом в 15 млн. рублей. Так что поддержка в 100 тыс. долларов, которую НР предоставляет в других странах, россиянам не по зубам - ни одна из компаний не удовлетворяет предъявляемым требованиям. Поэтому предложения для отечественного рынка куда скромнее - совместно с "Дельта Лизингом" НР предлагает мелким бизнесменам помощь деньгами и оборудованием на сумму от 1 тысячи долларов.

"HP выходит в российские регионы в рамках долгосрочной инвестиционной программы, и предпринимаемые маркетинговые меры обеспечивают ей некоторое преимущество над не столь крупными фирмами, располагающими меньшими маркетинговыми бюджетами", - считает глава представительства аналитической компании IDC в России и странах СНГ Роберт Фариш.

Конкуренты НР также не жалеют средств на региональную экспансию. "Как и любая крупная компания, "Аквариус" заинтересован в расширении рынка сбыта своей продукции, в том числе и на региональном российском рынке, имеющем огромный потенциал роста", - сказал Газете председатель совета директоров группы компаний " Аквариус" Игорь Галкин. В середине 2003 года компания запустила программу финансовой поддержки авторизованных партнеров. В ее рамках они имеют возможность получать товарные кредиты от компании, банковские кредиты под гарантии " Аквариус" и использовать лизинговые схемы поставки оборудования.

Главная проблема освоения регионов - вопрос возврата выданных кредитов. По официальной статистике, невозвращенным числится 1% всех выданных кредитов. В неофициальных беседах банки называют куда более впечатляющую цифру - 20%. По данным Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), средняя сумма микрокредита для малого бизнеса сегодня составляет 1 тысячу долларов, минимальная сумма - 17 долларов. Но даже здесь объем официальных невозвратов достигает 1%. Между тем государство медлит с запуском программы содействия кредиторам. Страхование рисков при выдаче кредитов - дело в лучшем случае следующего года, когда МЭРТ надеется анонсировать программу страхования рисков при выдаче кредитов малым предприятиям. Однако этой инициативе еще только предстоит быть одобренной на правительственном уровне.