Поддержка

Государство: клиент трудный, но интересный

16 мая 2008

Дата публикации: 10 апреля 2008
Автор: Ольга Мельник

 

 

На более зрелых, чем российский, ИТ-рынках - в Западной Европе, например, и тем более в США - государственные закупки и проекты генерируют около 60% оборота. Государственные учреждения, в том числе образовательные и медицинские, являются крупнейшими потребителями ИТ-продуктов и услуг, и в более широком смысле - системообразующим фактором, то есть они задают нормы, вырабатывают стандарты, устанавливают правила, которые затем становятся общепринятыми.

 

Что касается России, то здесь госсектор - тоже один из крупнейших потребителей, работать с ним всегда было выгодно, но непросто. С одной стороны, если уж госзаказчику бюджет выделен, - значит, деньги будут, хотя, может быть, все сразу и в IV квартале. И если даже абсолютно все промышленные и торговые предприятия города и области скупят заезжие бизнесмены, то областная администрация все равно будет заказывать работы местным ИТ-фирмам. С другой стороны, низкий уровень компьютерной грамотности среди госслужащих не ругали только ленивые...

 

Годами на различных конференциях обсуждается печальный факт: госструктуры не имеют единой скоординированной ИТ-политики, ИТ-стандартов, взаимодействие на уровне ИТ-систем между разными ведомствами и службами крайне затруднено и малоэффективно по причинам, к ИТ не относящимся. Кроме всего прочего, очень весомую долю ИТ-оборудования и услуг (явно более половины) традиционно поставляли дочерние, аффилированные и какие-либо еще "близкие" к министерствам и ведомствам ИТ-компании, ведущие свою родословную от внутренних ИТ-отделов этих органов госуправления. По разного рода нерыночным обстоятельствам конкурировать с ними компаниям "свободного рынка" было сложно, иногда просто нереально, несмотря на все официальные конкурсы.

 

ИТ-аусторсинг наиболее востребованный вид сервиса для госсектора. Большинство экспертов охотно говорят о росте спроса на ИТ-услуги со стороны госзаказчиков. Достоверно утверждать, что при этом желаемое не выдается за действительное, нельзя.

 

Традиционно заказчикам требуется ремонт и обслуживание вычислительной и оргтехники, администрирование и конфигурирование систем, консультирование пользователей, обеспечение и обслуживание расходными материалами, обновление ПО. В подобной поддержке нуждаются интеллектуальные системы безопасности и жизнеобеспечения административных зданий. Более всего конкурсов и аукционов выходит по этой тематике, что говорит о превалировании данных услуг в платежеспособном спросе государства, отмечает Новак, причем некоторые ведомства в последние годы заказывают аутсорсинг по тематике методологии бюджетного процесса, проектированию систем.

 

При организации сервиса растут требования к подрячикам. "Наши крупные заказчики - МВД, ФСС, УФК, ФНС, Сбербанк, - рассказывает Сергей Скворцов, генеральный директор "Аквариус Сервис" (НКК), - все чаще выбирают пакеты "быстрого реагирования", по которым в случае возникновения проблемы инженер сервисного центра должен приехать к месту эксплуатации техники не позднее 24, 48 или 72 часов после обращения в зависимости от выбранной категории, независимо от того, где произошел сбой - в Москве, Грозном или Анадыре".

 

 

Статья дана в сокращении, полную версию можно найти на сайте журнала CRN по адресу:

http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=18957