Поддержка

«И их осталось трое…»

13 мая 2011

www.crn.ru, 25 апреля 2011 г.

http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=51049&sphrase_id=57512

Автор: Владимир Смирнов

 

Прошло около месяца после объявления Western Digital о приобретении Hitachi GST, которая была создана концерном Hitachi для развития бизнеса жестких дисков (ЖД), выкупленного в свою очередь у IBM, и рынок облетела новость - Seagate официально объявила о приобретении бизнеса ЖД у Samsung  Electronics.

Правда, последний анонс был вполне ожидаемым.

Как считает Сергей Чабин, руководитель производства ПК и серверов компании USN Computers, расширение Seagate за счет приобретения бизнеса жестких дисков Samsung является логичным и предсказуемым: «После объединения Western Digital с Hitachi GST оставшиеся игроки стали искать варианты для укрупнения. Сейчас мы наблюдаем перераспределение сил, и фактически рынок ЖД становится жесткой олигополией с 3 ключевыми производителями».

Действительно, по данным аналитиков iSuppli, в IV квартале 2010 г. на долю Western Digital приходилось 31% глобальных отгрузок ЖД, за ней следовали Seagate с долей 30%, Hitachi GST (доля 18%), Toshiba (11%) и замыкала пятерку производителей Samsung с долей (10%). Таким образом, после приобретения Hitachi GST доля Western Digital возрастала почти до половины от общего объема выпуска ЖД в мире, и компания становилась крупнейшим производителем этого вида компонент для выпуска компьютеров.

Естественно, что бывшая еще полтора года назад лидером на этом сегменте рынка компьютерных компонент Seagate хотела сократить отрыв от Western Digital и использовала для этого уже освоенный конкурентом путь рыночной консолидации.

При этом выбор приобретаемого бизнеса ЖД у Samsung для Seagate был не случаен. 

Во-первых, Samsung Electronics не сумела развить это направление своей деятельности, и последние годы довольствовалась пятым местом в рейтинге ведущих поставщиков ЖД. Во-вторых, по сведениям ряда не названных источников, бизнес ЖД оставался для Samsung заметно менее прибыльным по сравнению с производством микросхем памяти, и, продавая его, корейская компания могла сосредоточиться на более маржинальных видах деятельности. Наконец, нельзя забывать, что еще в августе 2010 г. Seagate и Samsung заключили договор о взаимном лицензировании патентов и проведении совместных разработок в области накопителей. То есть почва для достаточно тесных взаимоотношений между двумя компаниями создавалась задолго до объединения их бизнеса ЖД.

Причем, согласно официальному объявлению, Seagate и Samsung Electronics планируют и далее развивать совместные разработки прежде всего в создании решений для систем хранения данных (СХД) корпоративного класса. Это именно тот сегмент рынка накопителей, на котором Seagate удерживает абсолютное лидерство – по данным iSuppli, в IV квартале прошлого года ей принадлежало более 65% рынка накопителей (ЖД и твердотельных дисков) для серверов и систем хранения, а ее заметными конкурентами были Hitachi GST (доля 27%) и Toshiba (7%), в то время как доля Western Digital была менее 1%. И объединение усилий Seagate и Samsung Electronics создают условия для удержания лидерства Seagate в этом классе накопителей. Что она продемонстрировала в конце марта, представив новые модели накопителей с высокими показателями производительности и емкости, включая две модели твердотельных накопителей семейства Pulsar.

Кроме того, необходимо отметить, что по условиям достигнутого соглашения, Samsung Electronics, являющаяся одним из лидеров рынка флэш-памяти, становится официальным поставщиком модулей памяти NAND для выпуска Seagate твердотельных накопителей и гибридных дисков, которые начинают все более активно приникать на рынок и использоваться как в серверах и СХД, так и в ПК, ноутбуках и планшетах. Со своей стороны Seagate обязуется поставлять Samsung накопители для комплектации ее ПК, ноутбуков и продуктов потребительской электроники, что несомненно будет стимулировать совместную деятельность двух компаний.

В то же время возникают вопросы: «Как уход Samsung с рынка ЖД может отразиться на российском рынке потребителей и на каналах сбыта?» По мнению Натальи Цыплухиной, руководителя отдела продаж ELKO, просто из канала сбыта исчезнет предложение одного из производителей, и оставшееся место в канале поделят между собой оставшиеся игроки. В то же время она говорит: «Конечно, нельзя не отметить, что с уходом Samsung исчезнет наиболее «бюджетное» предложение ЖД. Но я не предвижу сложностей с «переключением» реселлеров, предпочитающих накопители Samsung, на продукты Seagate. Закупки реселлеров, как правило, отражают текущий рыночный расклад спроса и предложения. Если предложение данного товара прекратится навсегда, то и спрос быстро сойдет на нет. Как говорится, при всем богатстве выбора, другой альтернативы накопителям Seagate, кроме Western Digital или Hitachi (если покупку последней компанией WD не подтвердит американская ФАС) просто не будет».

Что же касается отечественных сборщиков компьютеров, то, по ее мнению, им придется переориентировать своих заказчиков на продукцию действующих производителей, учитывая бОльшую консервативность этого типа клиентов: «Но, опять же, это «выбор без выбора».

Антон Лукьянов, директор департамента закупок компании MERLION отмечает: «Несмотря на то, что Samsung является единственной компанией-производителем жестких дисков, которая имеет локальный склад в России и имеет возможность отгружать свои продукты напрямую любому партнеру (минуя склад дистрибьютора), рыночная доля Samsung стала заметной лишь в последние несколько кварталов и росла от значений в 4-5% до 8-10%.

Он также подчеркивает, что внутренние ЖД марки Samsung использовало ограниченное число реселлеров, а сборщики применяли их редко, поэтому замещение этого бренда для канала внутренних накопителей должно пройти ровно. А поскольку, по его мнению, в отличие от своих конкурентов, Samsung не вела никакой маркетинговой активности в канале, то могла рассчитывать лишь на ценовую привлекательность ЖД с ее маркой.

«Правда несколько иная картина наблюдается с внешними накопителями с маркой Samsung - доля их продаж напрямую в федеральные розничные сети превышала 60% от всех продаж внешних накопителей Samsung в России. С учетом популярности и узнаваемости марки в розничных сетях, а также достаточно жестких требований со стороны сетевых партнеров замена марки может пройти по иному. Полагаю, что марка Samsung сохранится для внешних накопителей, а внутренние накопители будут поставляться под маркой Seagate», - предполагает Антон Лукьянов.

Как считает Александр Савельев, менеджер по продукции компании «Аквариус», сложностей с поставками и доступностью ЖД не будет, поскольку рынок насыщен ими, и у Seagate явно нет планов по снижению объемов выпуска продукции.

Однако, он, как и Алексей Крутицкий, генеральный менеджер ASBIS Russia, отмечает, что соглашение о покупке Seagate бизнеса ЖД у Samsung интересное, предусматривает участие компаний в бизнесе друг друга с большим набором оговорок и обязательств, поэтому сложно оценивать возможные изменения модельного ряда ЖД объединенной компании в будущем и прогнозировать реакцию рынка на подобные изменения.

В то же время уход одного из заметных игроков на российском рынке ЖД приведет к изменению условий поставок продуктов, и, как следствие, возникновению на нашем рынке комплектующих столь часто наблюдаемых проблем с нехваткой продуктов, их сервисным обслуживанием. Как уверяет Наталья Цыплухина, в настоящее время проблем с поставкой дисков для таких систем от Seagate или WD, а также Hitachi не наблюдается: «Если проблемы дефицита и возникнут, то только в сегменте накопителей для настольных ПК, где позиции Samsung были более или менее заметными. Полагаю, освободившееся место Samsung с удовольствием займут указанные компании, которые совместными усилиями быстро обеспечат возросшие потребности канала. В то же время в сегменте продуктов для корпоративного рынка Samsung исторически не играла заметной роли».

Александр Савельев твердо уверен, что проблем с поставками и сервисом продуктов у Seagate не будет - компании такого уровня «по определению» не могут такого допустить. Алексей Крутицкий с ним согласен: «Все компании - уважаемые и уделяющее огромное внимание сервису».

Алексей Чебатко, менеджер по маркетингу и PR компании Wexler, также считает, что никаких проблем с обеспечением продуктами нашего рынка ни сейчас, ни в отдаленном будущем у Seagate не возникнет: «Все-таки и Samsung, и Seagate крупные игроки, которые не могут не предусмотреть возможные проблемы с обслуживанием. Тем более, что тот же Western Digital всегда готов «взять под свои знамена» тех, кто будет не удовлетворен сервисом объединенной компании».

А Антон Лукьянов обращает внимание на иную сторону дефицита: «Недавно объявленная сделка Seagate-Samsung является следствием, а не причиной дефицита. После землетрясения в Японии в большей степени пострадали фабрики компонентов, которые поставляли детали для накопителей Samsung, поэтому последняя выигрывает от продажи своего бизнеса ЖД, испытывающего наибольшее влияние дефицита компонентов». В то же время, по его мнению, на фоне снижения темпов роста рынка настольных ПК, анонсированное слияние позволит Seagate занять более прочную позицию на рынке.

Seagate еще в 2008 г. пересмотрела под влиянием кризиса свою стратегию, отказавшись от борьбы за максимальную долю на рынке накопителей в пользу повышения прибыльности своего бизнеса. В то же время согласно условиям приобретения бизнеса Hitachi GST компания Western Digital обязана будет выплачивать кредиторам 2,5 млрд. долл. заемных средств, а следовательно, также будет бороться за рост своей прибыльности. Не приведет ли сокращение числа основных производителей ЖД до двух, которым принадлежит 90% рынка, к замедлению процесса удешевления накопителей и соответственно снижения удельной стоимости хранения на них 1 Тбайт данных?

Сергей Чабин полагает, что многое будет зависеть от того, какой курс выберет оставшаяся тройка производителей ЖД: «Думаю, в будущем ценовая политика лидеров будет тесно взаимосвязана. И здесь могут возникать колебания, как в сторону снижения, так и повышения. Сейчас у двух игроков - Western Digital и Seagate наступил период перестройки бизнес-процессов с учетом объединения ресурсов с Hitachi GST и Samsung соответственно.  Такие масштабные изменения могут к осени-зиме вызвать небольшие перебои в поставках некоторых моделей дисков и ценовые коррективы. Однако в течение ближайших двух лет, скорее всего, «проблемы роста» останутся позади и мы увидим качественный скачок в области производства ЖД».

По мнению Александра Савельева, в последние несколько лет все сильнее прослеживалась тенденция к удешевлению накопителей, что он объясняет влиянием усиливавшейся конкуренции между основными игроками на рынке ЖД: «Теперь же на этом рынке осталось всего три крупных игрока, следовательно, конкуренция будет ниже. Поэтому теоретически возможность замедления темпов снижения цен на ЖД существует. Но время покажет…».

Более определенно высказывается Наталья Цыплухина: «По меньшей мере, оставшиеся основные производители попытаются в краткосрочной перспективе отыграть возникшую ситуацию в пользу роста стоимости своих продуктов или более медленного падения цен. Относительно возможности долго удерживать от снижения уровень удельной стоимости хранения в связи с уходом с рынка одного из игроков лично я сильно сомневаюсь».

Антон Лукьянов отмечает, что на фоне резкого увеличения спроса со стороны ОЕМ-производителей (они из-за событий в Японии наращивали складские запасы комплектующих, в том числе ЖД), в последние несколько недель действительно наблюдается повышение цен со стороны производителей на самые популярные модели накопителей: «Но не стоит забывать, что впереди грядет самый слабый по уровню спроса квартал и возможно именно он сведет на нет спекулятивную составляющую такого роста цен. При общем замедлении мировой экономики сокращение числа производителей может сказаться на цене в меньшей мере. В тоже время даже значительный дефицит и рост цен, например на диски для мобильных систем, не сможет привести к замещению ЖД их конкурентами в виде твердотельных накопителей».

Алексея Чебатко «смущает» сам процесс укрупнения игроков рынка жестких дисков: «Есть определенный опасения, что уменьшение конкуренции на этом рынке может привести к его стагнации, чего бы как раз мне не хотелось. И даже не столько в плане возможной ценовой политики, сколько в плане торможения развития технологий».

Хотя он сразу приводит в пример производителей процессоров (Intel и AMD) и производителей чипов для видеоускорителей (AMD и Nvidia), которые демонстрируют, что и два производителя могут успешно конкурировать друг с другом: «Поэтому я надеюсь, что консолидация игроков на рынке ЖД приведет только к положительным результатам».

Напомним, что еще в конце прошлого года на рынке ЖД действовали пять производителей, а сейчас их осталось только трое. Сможет ли выдержать Toshiba как третий, заметно более слабый, игрок давление со стороны укрупнившихся Western Digital и Seagate, или ей также уготована участь Samsung?