ИТ в образовании: намечается прогресс? (отрывки)

15 февраля 2013

Автор: Елена Гореткина

15.02.2013

Реформа системы образования набирает обороты. Вступил в силу новый закон “Об образовании”, который хоть и вызвал неоднозначную оценку в обществе, но позволяет продвинуться вперед в смысле применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, так как в нем прописаны понятия сетевого и электронного обучения и указано, что эти виды обучения могут быть использованы на всех уровнях образования.

Продолжается переход школ на новые образовательные стандарты, в которых учитываются современные тенденции. В связи с этим к основным общеобразовательным предметам впервые добавлено развитие компетентности в области ИКТ.

Идет реформа высшей школы. Созданы федеральные университеты, которые, как предполагается, будут способствовать инновационному развитию регионов за счет их обеспечения квалифицированными кадрами, а также научными, техническими и технологическими решениями.

Продолжается реализация программы национальных исследовательских университетов, цель которой — отбор вузов, способных не только организовать эффективный процесс обучения, но и интегрировать его с научными исследованиями.

Реформа сопровождается укрупнением вузов и сокращением их количества. По замыслу реформаторов данные меры направлены на повышение качества и доступности высшего образования. Все эти шаги поддерживаются значительным государственным финансированием. Так, на Федеральную целевую программу развития образования, рассчитанную на 2011—2015 гг., в конце прошлого года планировалось выделить 141,3 млрд. руб., а недавно было объявлено о выделении еще 12,5 млрд. руб. дополнительно.

Как эти меры отражаются на внедрении ИТ в систему образования? Что информационно-коммуникационные технологии дают образовательным учреждениям? На эти и другие вопросы отвечают специалисты из ИТ-компаний и вузов.

Модернизация образования: бочка меда и ложка дегтя

В целом эксперты положительно оценили действия государства и особенно новый закон “Об образовании”. “Проекты “Инновационный вуз” и “Национальный-исследовательский университет” позволили серьезно модернизировать ИТ-инфраструктуру и увеличить ее мощности, — считает Елена Ерохина, вице-президент по работе с государственными заказчиками компании “Аквариус”. — Что касается нового закона, то его роль однозначно положительная. В частности, имеется целая статья, посвященная использованию электронных и дистанционных технологий для расширения доступа к образовательной среде. Для практической реализации такого подхода понадобятся и новые вычислительные мощности, каналы связи и приложения”.

…..

Образование и бизнес: курс на сближение

При модернизации образования все большее значение приобретает взаимодействие компаний с учащимися и профессорско-преподавательским составом. Ведь любое предприятие нуждается в молодых инициативных кадрах, способных генерировать новые идеи. Студенты тоже хотят сотрудничать с бизнесом, чтобы получить опыт работы и научиться применять на практике полученные теоретические знания. Как наладить такое взаимодействие, которое было бы эффективным и давало отдачу всем заинтересованным сторонам?

…..

На первый взгляд наиболее очевидным методом сближения образовательных учреждений с бизнесом является привлечение сотрудников компаний к преподаванию в вузах и школах. Но, заметил Валерий Виноградов, в вузах это практически невозможно, так как существуют очень жесткие требования к преподавателям, а в школах, наверное, было бы полезно задействовать кадры из ИТ-компаний.

Но с этим могут быть проблемы, так как, заметила Елена Ерохина, хотя есть потребность в преподавателях, которые имеют опыт практической работы, сотрудники компаний обычно не владеют методиками преподавания, и поэтому лучше уделить внимание повышению ИТ-квалификации преподавателей.

Еще один давно практикуемый метод заключается в создании при вузах базовых кафедр компаний. “Это неплохо, но зачастую носит коммерческий интерес, так как у вузов возникает желание получать спонсорскую помощь”, — сказал Валерий Виноградов, а Елена Ерохина добавила, что для учебных заведений тут есть опасность готовить выпускников под сиюминутные потребности компаний.

…..

Традиционно у учебных заведений далеко не всегда хватает средств на внедрение ИТ, но, по словам Елены Ерохиной, это не главное, так как у образовательных учреждений есть бюджеты на софт и технику, однако важнее всего для них опыт и знания преподавателей-практиков. Это мнение разделяет Елена Новикова: “Дело в реальных программах взаимодействия образования с бизнесом и, самое главное, в специалистах, понимающих, что такое современный учебный процесс, и знающих устремления молодежи и ее представления о будущей сфере деятельности”.

.....

В деле привлечения студентов к работе над совместными проектами главное — не перегнуть палку. “Есть опасность, что учащийся переключится на работу и учеба отойдет на второй план”, — отметила Елена Ерохина.

…..

В налаживании связей между вузами и компаниями могли бы помочь принятые в 2010 г. постановления по поддержке кооперации российских вузов и предприятий реального сектора. Но и здесь не все обстоит гладко. По мнению Елены Ерохиной, в целом плоды сотрудничества уже стали видны, хотя и у компаний, и у учебных учреждений существует ряд особых требований, и не всегда можно прийти к компромиссу. Валерий Виноградов также положительно оценивает ситуацию: “Мы видим изменение настроений от изначального скептического отношения к очень позитивному. И на мой взгляд, именно вузы сейчас в основном являются инициаторами этого движения”. А по мнению Елены Новиковой, срок в два года еще слишком мал, чтобы говорить о результатах, здесь эффект может быть отсроченным.

На переднем крае ИТ

В последние годы в области ИТ на первый план вышли новые технологии: облачные вычисления, социальные сети, мобильные устройства и приложения, открытое ПО. По идее образовательные учреждения должны быть на переднем крае. Но так ли это?

С одной стороны, ИТ-компании предлагают для этого разнообразные решения и услуги. К примеру, “Аквариус” уже не первый год продвигает школьные нетбуки, информационную систему для школьной библиотеки, портал образовательного учреждения, а также решение для организации мобильного класса, позволяющее быстро развернуть в любом помещении беспроводную локальную сеть и приступить к занятиям. По словам Елены Ерохиной, в ближайшее время планируется создать новые решения, а существующие — адаптировать под облачные технологии.

…..

Все те же проблемы

Хотя образовательные учреждения уже далеко продвинулись в области информатизации, решены далеко не все задачи. Что же мешает вузам и школам перейти на электронные рельсы?

…..

Уровень компьютерной грамотности преподавателей хотя и повысился, но все еще недостаточно высок. “Технологии ничего не значат, если преподаватели не знают, как их использовать в своей работе, — констатирует Елена Ерохина. — Поэтому в первую очередь необходимо мотивировать педагогов на обучение ИТ, чтобы они могли правильно использовать возможности современных цифровых образовательных ресурсов при подготовке к занятиям”. Но это не так просто. Ведь преподаванием ИТ зачастую занимаются люди, которые не успевают следить за сменой концепций и технологий. По мнению Сергея Белова, для решения этой задачи к преподаванию ИТ следует привлекать молодежь — аспирантов и молодых ученых.

…..

Но в целом, по словам Юрия Богоявленского, главным тормозом остается отсутствие государственной стратегии по информатизации системы образования. А для ее решения, отметила Елена Ерохина, нужен целый комплекс системных мер по взаимодействию руководства страны, сферы образования и самих учебных заведений.

С полной версией данной статьи Вы можете ознакомиться на сайте издания:http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=147031

Еще новости по тегам:
Еще новости по тегам:
Предыдущая новость
Следующая новость