Рынок ноутбуков удвоился
Российский рынок мобильных компьютеров — ноутбуков — в 2004 году вырос вдвое, побив очередной рекорд. Такой вывод следует из опубликованного вчера исследования компании Dataquest. Участники рынка говорят о переломе в сознании российских потребителей: теперь они воспринимают ноутбук как полноценный компьютер, а не как дополнение к стационарному. Эксперты объясняют изменения прогрессом технологий.
По данным американской исследовательской компании Dataquest, в 2004 году объем российского рынка ноутбуков удвоился: здесь продано свыше 500 тыс. мобильных компьютеров. В денежном выражении объем этого рынка достиг в прошлом году уровня $600 млн. При этом почти удвоилась доля мобильных компьютеров на рынке ПК в целом. Если в 2003 году, по данным Dataquest, доля ноутбуков в общих продажах ПК в России составляла 7,6%, то в 2004 году она выросла до 13,7%.
Участники рынка отмечают, что для рекордного роста в 2004 году были все объективные предпосылки. "Ноутбуки перестали считаться элитарным товаром — нечто подобное несколько лет назад произошло и с мобильными телефонами,— свидетельствует исполнительный директор компании Landata Василий Селюминов.— Кроме того, производители, даже зарубежные, снизили цену на свои мобильные ПК. Если полтора года назад предложение в ценовом сегменте до $1000 было довольно скудным и там присутствовали в основном российские брэнды, то уже в 2004 году туда попало несколько крупных зарубежных брэндов: Acer, Asustek, Dell". По словам господина Селюминова, заметную долю рынка в Москве составляют розничные продажи, в то время как регионы пока развиваются за счет корпоративных клиентов. Эксперты Dataquest прогнозируют, что темпы роста отечественного рынка ноутбуков сохранятся и в 2005 году, когда в России будет продано около 1 млн мобильных компьютеров. Примечательно, что основные поставщики надеются оправдать прогноз Dataquest за счет корпоративных продаж.
"Если на уровне компаний ноутбуки станут стандартным рабочим инструментом, то прогноз в миллион штук на следующий год будет рынку по силам,— говорит глава представительства Acer в России Глеб Мишин.— Если же этого не произойдет, то в 2005 году будет продано около 800 тыс. ноутбуков".
При этом рекордная динамика на рынке не удивляет господина Мишина: "Всего год назад доля мобильных компьютеров на рынке составляла 6–7%, так что рост до 13% ничем не примечателен. По уровню проникновения мобильных ПК мы еще далеки от Европы — там ноутбуки по итогам 2004 года занимают примерно треть рынка персональных компьютеров".
Аналитики отмечают, что Россия имеет все шансы догнать Европу. "Ноутбуки стали значительно доступнее по цене, а по производительности и функциональности уже сейчас почти не уступают традиционным ПК,— говорит аналитик IT-Monitoring Константин Панько.— Важную роль на рынке играют российские сборщики, которые за прошедший год фактически сделали ноутбуки массовой продукцией. Список российских компаний, которые будут выпускать ноутбуки под собственными брэндами, значительно расширится в 2005 году. В конце 2004 года он уже пополнился такими именами, как " Аквариус" и Kraftway".