Поддержка

Большая перемена (отрывки)

26 августа 2013

В школах и вузах все чаще предпочитают комплексно решать проблему оснащения компьютерным оборудованием, создавая целые информационные системы

Автор: Людмила Мурзина

«Computerworld Россия», № 20, 2013

Новые технологии, которые вот уже несколько лет приходят в российские школы и вузы, существенно изменили саму методологию преподавания — оно стало более интерактивным. Одновременно изменился и подход самих школ к выбору нового ИТ-оборудования — от использования проекторов и электронных досок образовательные учреждения переходят к созданию многофункциональных комплексов с использованием мобильных устройств.

…..

Урок на планшете

Все действительно заметные изменения в данной отрасли (дистанционное обучение, использование различных портативных устройств, разработка программного обеспечения для возможности коллективной работы), так или иначе связаны с двумя сферами: мобильность и облачные технологии. Это общий тренд рынка ИТ, и отрадно, что он находит свое отражение в столь важной отрасли, как образование, делая его более доступным, полагает руководитель отдела технического проектирования компании «Аквариус» Дмитрий Паршин.

Объемы закупок десктопов снижаются, но эти устройства все еще популярны в качестве основы для классов информатики и при решении административных задач, отметил Щеглов. На замену, по его словам, зачастую приходят моноблоки, а также ноутбуки, причем, в отличие от европейских стран, с большой диагональю экрана. Именно ноутбуки являются сейчас наиболее популярным форм­фактором в российских школах, уверен Щеглов. Однако, как констатировал Паршин, учебными заведениями все активнее закупаются и используются планшеты и неттопы, хотя интерес к ноутбукам по-прежнему достаточно высок, поскольку планшеты все же проигрывают им в производительности.

Что касается будущего, то оно определенно за мобильными решениями, и это один из главных трендов в образовательном процессе, уверена Каменева. Уже сегодня ученик, имея планшет, в удаленном режиме может иметь доступ ко всем материалам уроков, работать в группах, проходить тестирование и т. д. А в перспективе можно говорить о полноценном дистанционном обучении, когда учитель и ученик могут за весь цикл обучения не встретиться в одном классе, полагает она. Начиная с этого года компания Samsung активно продвигает подобные решения в российских образовательных учреждениях. Коммерческая версия продукта Samsung Smart School включает в себя электронную интерактивную доску, учебные места учеников и рабочее место учителя, оборудованные планшетами Samsung на базе Android и Windows, а также специальные зарядные станции и программное обеспечение, позволяющее планировать расписание уроков и использовать необходимые учебные материалы, причем как учебные пособия, входящие в федеральный перечень, так и дополнительные учебные материалы, в том числе взятые из Интернета или созданные самим учителем.

Помимо хорошо зарекомендовавшего себя форм­фактора Classmate PC, который объединяет в себе функции обычного ПК, планшетного компьютера, внешней видеокамеры, графического планшета и поддерживает рукописный ввод, в компании Intel также разработали специализированный школьный планшет, рассказал Щеглов. Планшет Intel Education на базе Intel Atom и Android, оснащенный ударопрочным экраном, двумя камерами, динамиками и микрофоном, отвечает, по его словам, всем задачам современного образовательного процесса.

Шагом к информационно-образовательной среде нового поколения многие педагоги признают возможность интеграции в учебный процесс собственных устройств всех участников этого процесса, отмечает руководитель группы развития решений для образования компании Polymedia Анна Кириченко. Это позволит использовать любое индивидуальное мобильное устройство для обучения, что повлечет за собой большую интерактивность процесса, а также свободу действий учителя для выстраивания новых форматов занятий.

Разнообразие оборудования, используемого в образовательных учреждениях, вынуждает производителей выпускать универсальные решения. Практически все производители интерактивного оборудования предлагают сегодня программное обеспечение, поддерживающее взаимодействие между устройствами преподавателей и учеников, использующих любые персональные устройства, констатировал Борис Эшкинд, генеральный директор группы компаний Digis. При этом на первый план выходят решения, способные создать удобную и понятную экосистему из мобильных устройств учеников и преподавателей не только в пределах учебной аудитории, но и в рамках дистанционного образования.

Если говорить о системах видеоконференцсвязи, незаменимых при организации удаленного обучения, то здесь также наблюдается увеличение спроса на решения для проведения сеансов видеосвязи с использованием мобильных устройств, отметил глава представительства LifeSize в России Александр Баринов. По его словам, все больший интерес у заказчиков вызывает LifeSize ClearSea — клиент-серверное решение, которое позволяет проводить сеансы видеоконференцсвязи с применением более 50 различных мобильных устройств. При этом оно поддерживает стандартные протоколы связи H323 и SIP, что позволяет осуществлять звонки на аппаратные терминалы ВКС LifeSize и других производителей, а также принимать участие в сеансе многоточечной конференции.

Путь в облака

Как считает директор по консалтингу департамента по работе со сферой образования компании IBS Игорь Хмельков, безусловный интерес представляет использование облачных технологий в системе общего образования в таких сферах, как доставка электронного учебного контента, решения SaaS для управления образовательным учреждением, облачные решения для электронного и дистанционного обучения, сервисы хранения электронного портфолио учащихся и т. д.

Удаленное обучение тесно взаимосвязано с облачными технологиями, уверен Паршин. Учебные заведения постепенно переходят от локального хранения данных к централизованному хранению информации во внешних ЦОД. В свою очередь, власти на федеральном и муниципальном уровнях озаботились строительством таких ЦОД, и, как следствие, к диалогу подключились крупные игроки ИТ-отрасли, рассказал он.

Использование облачных технологий в образовании стало актуальным еще до того, как это стало мировым трендом, считает Эшкинд. В качестве примера он привел онлайн-сервис Smart Exchange, с помощью которого учителя могут создавать уроки и выкладывать их на сервер. Несколько лет назад стала возможной загрузка этих уроков в реальном времени на любой компьютер с последующим выводом их на интерактивную доску или интерактивный стол, и сейчас в облаке Smart Exchange доступно несколько тысяч русскоязычных уроков по различным предметам.

Удачным примером использования облачных решений в образовании Баринов считает разработанный компанией Polymedia продукт TeachTouch. Это интерактивный дисплей, включающий в себя не только программное обеспечения для проведения и организации занятий, но и облачный сервис LifeSize Connections. Задействуя серверные мощности LifeSize, находящие в Европе, пользователи могут проводить сеансы многоточечной видеоконференции, созваниваться между собой или осуществлять видеовызовы на другие аппаратные терминалы.

В то же время, предупреждает Щеглов, вряд ли в ближайшей перспективе мы увидим отказоустойчивые высокоскоростные каналы интернет-доступа для школ, поэтому все ключевые сервисы и весь контент должны быть доступны в локальной сети школы, чтобы не допускать прерываний в образовательном процессе.

Источник: http://www.osp.ru/cw/2013/20/13036957/