Поддержка

Шанс для осторожных оптимистов

16 февраля 2009

Автор: Константин Геращенко

 

 

В серьезных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упускать.

Франсуа де Ларошфуко

 

О приближении кризиса было известно давно. Все с интересом следили за его «победным» шествием по развитым странам и готовились встретить во всеоружии, но беда, как всегда, подкралась незаметно. После первых же волн финансового шторма отечественный рынок, не испытывавший в последние годы каких-либо серьезных проблем, пришел в замешательство. У некоторых игроков опустились руки, но массовой паники, к счастью, не случилось. Да и с какой стати паниковать? Практически все топ-менеджеры приобрели ценнейший опыт работы в непредсказуемых условиях еще на заре свободного рынка — в конце 80-х годов, а затем и в 1998 г.

 

Нынешний кризис по многим признакам похож на ситуацию, которую мы наблюдали 10 лет назад. Это девальвация рубля, рост безработицы, удорожание кредитов, банкротства компаний. Однако на этом сходство заканчивается. Главное принципиальное отличие кризиса образца 2008 г. — в его глобальности. Он охватил все страны, даже из Китая и Индии, на устойчивость экономик которых еще недавно уповали во всем мире, приходят все менее обнадеживающие известия.

 

Оценивая ситуацию, можно сказать, что 10 лет назад российские компании оказались в менее трудном положении, нежели сейчас, поскольку тогда дефолт был явлением одномоментным, и после обвала рубля стало понятно, в каком состоянии находится экономика в целом и отдельные ее отрасли, и что надо делать. Но самое главное, в 1998 г. западная индустрия была на подъеме, и зарубежные производители как могли (а ресурсов у них тогда было достаточно) поддерживали российских партнеров. Не следует также забывать и о том, что объем нашего рынка в 1998 г. был намного меньше, чем сейчас, и для его поддержания требовалось не так много денег. Сегодня же рассчитывать на серьезную помощь со стороны зарубежных вендоров не стоит. Столпы индустрии один за другим сообщают о многомиллионных и даже многомиллиардных убытках, а суммарное количество уволенных сотрудников исчисляется уже сотнями тысяч, если не миллионами человек. Да что говорить о корпорациях — целые государства объявляют себя банкротами.

 

Неудивительно, что в такой ситуации многие топ-менеджеры ИТ-компаний свою главную задачу видят в том, чтобы удержать фирму на плаву. Чуть ли не самым большим достижением считается сохранение бизнеса на прежнем уровне.

 

Что же намерены предпринять компании для сохранения или даже укрепления позиций на рынке?

 

«Долю рынка мы заведомо увеличим, у нас есть некоторые преимущества, — говорит Георгий Генс. — ЛАНИТ уже проходил кризис и во вполне сознательном возрасте, компания владеет недвижимостью (здание, склад), и это позволит нам легче переносить последствия кризиса. К тому же мы никогда не забирали денег из бизнеса, и поэтому у нас нет больших кредитов. Мы медленнее росли, но никогда от кредитов сильно не зависели».

 

Генс добавил, что компания увеличит усилия и средства, направляемые на собственную внутреннюю автоматизацию, что позволит еще повысить эффективность. «Сейчас, а тем более в будущем, без этого мы уже не обойдемся», — подытожил глава ЛАНИТ.

 

Такого же мнения придерживается Владимир Шибанов, старший вице-президент компании «Аквариус». Он считает, что кризис — это время структурировать и оптимизировать бизнес. Все компании за последние 5–7 лет росли очень хорошими темпами, оптимизация бизнес-процессов зачастую не поспевала за ростом бизнеса, на это не всегда хватало времени и управленческой воли. Поэтому сейчас самое время переходить на более эффективные схемы работы, не говоря уже про оптимизацию расходов.

 

Шибанов добавил, что в компании существуют планы дальнейшего развития бизнеса, открытия новых направлений. Например, будет наращиваться компетенция в области защиты персональных данных, эта ниша станет очень востребованной к 2010 г. Будет также развиваться гарантийное и постгарантийное обслуживание техники, причем не только собственного производства, другие сервисные услуги.

 

Статья дана в сокращении. С полной версией Вы сможете ознакомиться на сайте журнала CRN/RЕ по ссылке: http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=25376&phrase_id=20176