Свое или чужое

24 января 2011

Computerworld №02 (723), 25 января 2011 года

Автор статьи: Алексей Чернобровцев

Автор статьи: Алексей Чернобровцев

 

http://www.osp.ru/cw/2011/02/13006566/

 

Российский ИТ-рынок постепенно восстанавливается после кризиса, когда его падение превысило 40%. Не секрет, что существенную часть его объема формирует госсектор. Поэтому важнейшую роль в развитии отечественной ИТ-индустрии играют госзаказы, от которых в значительной степени зависит структура продаж, а также создание и продвижение продуктов российских производителей.

 

В июле 2010 года в Госдуме прошло совещание по вопросам науки, наукоемких технологий, инновационной деятельности и информационной безопасности, в ходе которого выяснилось, что в госсекторе отдают предпочтение зарубежным ИТ-решениям даже при наличии отечественных аналогов.

 

Выделение особого статуса отечественного производителя при поставках ИКТ-продуктов в госсектор в общем случае преследует две цели — обеспечение задач национальной безопасности и стимулирование инновационного развития экономики страны путем преимущественного финансирования предприятий-резидентов. Протекционизм, как это часто бывает, может стать для отечественного рынка благом в виде выгодных заказов, стимулирующих создание новых высокотехнологичных продуктов и даже целых отраслей, но может привести и к искусственной поддержке неэффективных и неконкурентных на мировом рынке производств, к неоправданному росту расходов государственного бюджета.

 

Причины и следствия

«Выбор продуктов и технологических решений определяется требованиями заказчика, которые не всегда четко определены в конкурсной документации. Если реальные задачи и методы их решения проработаны недостаточно, то заказчиком будет выбран более универсальный и, скорее всего, более дорогой зарубежный продукт», — считает Сергей Сухоруков, заместитель руководителя дирекции по работе с образовательным и государственным секторами компании «АйТи».

 

Действительно, многое зависит от задач, стоящих перед заказчиками, отмечают в компании «Аквариус», подчеркивая, что отечественные производители в ряде областей не уступают зарубежным коллегам по качеству продукции и предоставляемым сервисам.

 

«Отставание постоянно сокращается. Если бы его не было, то не было бы и оснований приобретать западные решения, поскольку они практически всегда дороже отечественных», — полагает Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании «Аквариус».

 

В конкурсной документации ко многим тендерам содержится положение, согласно которому при прочих равных условиях преимущество отдается российскому производителю.

 

Однако, по мнению Григория Шевченко, коммерческого директора компании «Открытые Технологии», заказчики далеко не всегда заинтересованы в отечественных ИКТ-продуктах, так как в России не существует таких жестких стандартов качества, как у западных поставщиков; в то же время к основным критериям выбора они относят баланс цены и качества предлагаемых решений.

 

С этим согласен Игорь Никулин, директор департамента информационных технологий компании «Крок». По его словам, очень часто российские производители, например разработчики программного обеспечения, лучше разбираются в специфике работы государственных предприятий, а их продукты имеют более низкую цену; и в тех случаях, когда качество таких продуктов устраивает заказчика, естественно, выбираются более дешевые отечественные решения.

 

Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ компании «1С», решения которой повсеместно используются для автоматизации управления и учета в предприятиях бюджетной сфере, уверен, что в этой области отечественные разработчики вполне успешно конкурируют с зарубежными. В «1С» полагают, что сам по себе «отечественный» статус преимуществ не дает: в глазах чиновников престиж иностранных производителей априори выше. Но при конкурентоспособных продуктах и хороших отзывах о них пользователей шансы на то, что будут выбраны отечественные решения, вполне реальны.

 

«В течение последнего года возрос интерес госучреждений к отечественному производителю в ИТ-сфере. При прочих равных условиях они выбирают российские продукты. Однако этого нельзя сказать о госкомпаниях, которые часто останавливаются на зарубежных, более дорогих решениях», — отметил Дмитрий Шушкин, директор по корпоративным проектам ABBYY.

 

По мнению Николая Исакова, вице-президента регионального отделения Huawei в России, на Украине и в Белоруссии, госзаказчики заинтересованы в конкурентоспособных современных ИКТ-продуктов, изготовленных на доверенном производстве: «А российское ли это, американское или иное производство — вопрос, на который в эпоху глобализации порой довольно трудно ответить».

 

Таким образом, требования гос­учреждений, как и любых других организаций, сводятся в целом к желанию получить работающую систему, снабженную необходимой технической поддержкой и обладающую предсказуемой стоимостью эксплуатации и развития.

 

«Заказчикам безразлично, кем произведен конкретный продукт. Но это отнюдь не безразлично государству, которому необходимо стимулировать развитие технологий и промышленности, создание рабочих мест, привлечение инвестиций, обеспечить более высокий уровень защищенности от внешних факторов», — полагает Михаил Кадер, заслуженный системный инженер Cisco.

 

Отечественные производители

Органами государственного управления уже принимались меры по поддержке отечественных ИКТ-производителей, главным образом в области телекоммуникаций.

 

Так, в министерстве связи рекомендовали операторам применять для строительства новых и модернизации существующих сетей российскую продукцию и использовать зарубежное оборудование лишь при отсутствии отечественных аналогов, обладающих соответствующими техническими и ценовыми параметрами.

 

В прошлом году по распоряжению премьер-министра Владимира Путина Минпромторгом совместно с Минэкономразвития выпущен приказ, регламентирующий параметры, в соответствии с которыми телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, а также методики определения значений этих параметров.

 

«Во всех странах есть структуры, оборудование для которых должно быть изготовлено на доверенном производстве. В этом смысле наличие такого производства в стране является безусловным преимуществом для компании-производителя», — полагает Исаков.

 

Павел Власкин, директор департамента корпоративных решений российского отделения HP, считает, что сегодня сложно провести четкую грань между отечественным и зарубежным производителем: «Для развития российского ИТ-рынка необходимы международное сотрудничество и экспертиза, снижение законодательных барьеров при международном обмене высокими технологиями, унификация законодательства в области прав интеллектуальной собственности».

 

«Если отбросить юридическую казуистику по поводу определения статуса отечественного производителя, то реальным преимуществом отечественных компаний является более полное соответствие их продуктов комплексу требований, предъявляемых государственными заказчиками», — отметил Пискунов.

 

Статус отечественного производителя может давать преимущества в основном в двух случаях, полагает Кадер. Правительство имеет право вводить преференции отечественным производителям в рамках действующего закона о госзакупках (в конце 2008 года антикрисизные льготы были предоставлены отечественным производителям товаров, составляющих основу российского импорта). Наряду с этим в компаниях со значительной долей государственного капитала существует практика представления преференций отечественным производителям, хотя такие компании и не попадают под действие данного закона.

 

Что же касается зарубежных вендоров, то, по словам Кадера, «определение критериев локализации продукции и порядка получения статуса российского производителя ИКТ-продуктов позволит иностранным компаниям сформировать планы инвестиций в развитие и локализацию производства на территории РФ и получения соответствующего статуса».

 

Закон о госзакупках, по мнению многих участников ИТ-рынка, требует доработок. В «АйТи», например, отмечают, что в настоящее время у госзаказчиков значительно больше сил и времени уходит на то, чтобы соответствовать требованиям данного закона, чем на анализ рынка и разработку технических требований.

 

«Формально отечественные производители при работе с госструктурами должны иметь преимущество. Однако на деле, в связи с особенностями закона о госзакупках, российский производитель выигрывает только в том случае, если сможет предложить более низкую цену, так как на аукционе это единственный решающий фактор», — считает Никулин.

 

«Законодательная база должна носить не запретительно-регулирующий, а поддерживающе-стимулирующий характер. Искусственные преференции сделают ‘крайним’ потребителя. В то же время смещение акцентов с сугубо технических на потребительские свойства продуктов и решений, а именно они в конечном итоге интересуют заказчика, фактически определяя его выбор, позволит существенно увеличить спрос на продукцию отечественных производителей», — резюмирует Пискунов.

 

Ситуация вскоре, возможно, изменится: по поручению президента Дмитрия Медведева концепция нового закона о госзакупках должна быть подготовлена к 1 апреля 2011 года.

 

Еще новости по тегам:
Еще новости по тегам:
Предыдущая новость
Следующая новость